Обратиться ?Вопрос-ответ

Джакомо Кваренги. Первые постройки в России

Поделиться:
Распечатать

2017 год богат на юбилейные события. Одно из них – 200-летие со дня смерти архитектора Джакомо Кваренги (20 сентября 1744 –18 февраля (2марта) 1817). Кваренги – один из зодчих, внесших наибольший вклад в создание неповторимого архитектурного облика Санкт-Петербурга. Творческое наследие его огромно. Наглядно представить постройки Кваренги в рамках одной тематической рубрики просто невозможно. Поэтому при подборке материала в основу положен хронологический принцип, который дает возможность, ограничив количество воспроизводимых памятников, представить их более подробно. Обращение к наследию Кваренги интересно еще и потому, что позволяет затронуть другую тему, основную для 2017 года – 100-летие Великой Российской революции. В первые послереволюционные десятилетия бесследно исчезли или до неузнаваемости изменили свой облик в результате перестроек многие памятники архитектуры, о чем неоднократно и справедливо писалось. Но это лишь один аспект темы «Революция и наследие», поскольку многое удалось спасти. В том числе, здания, возведенные Джакомо Кваренги.  Все они сохранились до Великой Отечественной войны. Судьба построек зодчего позволяет посмотреть на историю охраны памятников в 1920-е – 1930-е годы с несколько иной точки зрения.

Просмотр изображений в фотогалерее >

 

I. Английский дворец в Петергофе.

Петергоф. Английский парк.

Английский дворец – первая постройка Джакомо Кваренги в России. Строительство началось в августе 1781 года и завершилось в 1794 году. Дворец, задумывавшийся как летняя императорская резиденция, так и не стал жилым дворцом. При императоре Павле I в 1799 году здание было превращено в казарму. В 1804 – 1805 годах, под наблюдением Дж. Кваренги в нем были проведены  значительные ремонтные работы. С 1820-х вплоть до 1917 года дворец служил местом, где останавливались иностранные дипломаты во время своего пребывания в Петергофе. Летом 1928 года в нем открылась здравница, реорганизованная в 1935 году в санаторий «Учитель». В годы Великой Отечественной войны через Английский парк, разбитый вокруг дворца, проходил передний край обороны Ораниенбаумского плацдарма. По сведениям сотрудника ГИОП Е.Н. Глезер, долгие годы занимавшейся историей ансамбля, дворец был взорван. (Глезер Е.Н. Архитектурный ансамбль Английского парка. Л., 1979. С. 94).  По информации, размещенной на сайте «Citywalls»: «Уничтожен артиллерийским обстрелом 291-й немецкой пехотной дивизии в 1942 году». До настоящего времени не восстановлен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Английский дворец.
Вид с юго-запада.
Фотография 1938 года

 

 

 

 

 

 

 

 

Английский дворец.
Южный фасад.
Фотография 1938 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санаторий «Учитель» в Английском дворце.
Комната тихого отдыха № 5.
Общий вид.
Фотография 1938 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санаторий «Учитель» в Английском дворце.
Комната тихого отдыха № 5.
Фрагмент плафона.
Фотография 1938 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санаторий «Учитель» в Английском дворце.
Концертный зал.
Общий вид.
Фотография 1938 года.

До 1917 года – Дворцовая церковь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санаторий «Учитель» в Английском дворце.
Комната № 28.
Общий вид.
Фотография 1938 года.

Историческое название: Спальня императрицы Екатерины II.

 

II. Церковь Марии Магдалины в Павловске

Павловск. Садовая ул., 17.

Приходская церковь св. равноап. Марии Магдалины – самая старая каменная постройка города. Торжественная закладка храма состоялась в мае 1781 года. Освящение церкви состоялось 6 сентября 1784 года. При церкви был выстроен одноэтажный каменный флигель для размещения госпиталя и приюта инвалидов. В 1809 году по проекту Дж. Кваренги были проведены работы по надстройке флигеля вторым этажом и возведению пристроек для лестничных клеток, в результате чего первоначальная композиция здания значительно изменилась. После революции во флигеле разместилась обувная фабрика «Спартак», которая располагалась там до Великой Отечественной войны. Церковь была закрыта в 1931 году. После войны здание занимали фабрики: сначала «Точмех», а с 1960 года «Игрушка». В 1995 году здание возвращено церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь св. равноап. Марии Магдалины в Павловске.
Фотография 1940 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь св. равноап. Марии Магдалины в Павловске.
Портик западного фасада.
Фотография 1940 года

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь св. равноап. Марии Магдалины в Павловске.
Вид с Садовой улицы.
Фотография 1939 года.

В 1918 (?) – 2003 годах Садовая улица носила название улицы Революции.

 

III. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулково.

Петербургское шоссе, д. 68.

Место для строительства каменной церкви в Пулковской слободе было выбрано императрицей Екатериной II. Строительство велось с мая 1783 по 1785 год. В дальнейшем церковь несколько изменила свой внешний вид. В 1823 году к ней был пристроен каменный притвор. Церковь была закрыта в 1938 году. В 1943 году во время боев здание было разрушено. До настоящего времени сохранился лишь фундамент церкви с глубоким подвалом. Результаты обследования остатков фундамента показали, что воссоздание здания на их основе невозможно из-за полной утраты несущей способности конструкций. Кроме того, полотно современного Петербургского шоссе располагается гораздо выше нулевых отметок исторической церкви. В связи с этим было решено построить новый храм, положив в основу чертежи и рисунки Джакомо Кваренги. В 2011 – 2014 годах по проекту ООО «Архитектурное бюро «Литейная часть-91» было построено новое здание на более высокой точке по отношению историческому месту. 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулково.
Вид с юго-западной стороны.
Фотография начала 1930-х годов.

На здании еще сохраняются кресты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулково.
Вид с юго-западной стороны.
Фотография 1940 года.

Кресты уже сняты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулково.
Фрагмент южного фасада.
Фотография 1940 года.

 

IV. Здание Ассигнационного банка.

Садовая ул., 21; Наб. канала Грибоедова, 30, 32.

Проект здания Ассигнационного банка был утвержден 5 мая 1783 года. По мнению ряда исследователей, работа над зданием Ассигнационного банка стала первой для Кваренги в Санкт-Петербурге. Здание строили с 1783 по 1790 год. В 1843 году Ассигнационный банк закрыли. В 1849 году здесь начал свою работу Государственный российский банк. В июне 1930 года в здании банка открылся Ленинградский Финансово-Экономический Институт (в настоящее время – Санкт-Петербургский государственный экономический университет). Дополнительный интерес к зданию привлекает памятник – бюст Джакомо Кваренги, установленный перед портиком со стороны Садовой улицы. Он выполнен по модели скульптора Л.К. Лазарева и открыт 4 марта 1967 года к 150-летию со дня смерти архитектора. Это не первый памятник Дж. Кваренги в Ленинграде. В 1927 году бюст архитектора был установлен в сквере на Биржевой площади. Подробнее о нем можно узнать на сайте КГИОП в подборке «В ознаменование великого переворота. Часть II».

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральный корпус Ассигнационного банка.
Фотограф А.А. Григорьев.
Октябрь 1953 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральный корпус Ассигнационного банка.
Фотография 1953 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торцевой фасад дугообразного корпуса Ассигнационного банка.
Фотография 1930-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лестница Ассигнационного банка.
Фотография 1940 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лестница Ассигнационного банка.
Фрагмент предыдущей фотографии.

На стенде хорошо читается надпись: «Весенняя экзаменационная сессия 1940 года. Успеваемость студентов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятник – бюст Дж. Кваренги перед зданием Ассигнационного банка.
Фотография заведующего научно-методическим сектором ГИОП Л.А. Медерского.
1970 год.

 

V. Здание Академии наук.

Университетская наб., 5; Таможенный пер., 2.

Строительство здания было начато в 1783 году по проекту Дж. Кваренги. Вскоре возникли разногласия между зодчим и президентом Академии наук – княгиней Е.Р. Дашковой, которая вмешивалась в ход работ. В результате Кваренги устранился от руководства строительством. Здание было закончено в 1789 году. Позднее его планировка подвергалась существенным переделкам. В частности, параллельно главному фасаду, была устроена лестница (один из наиболее известных сегодня интерьеров), украшенная в 1925 году специально перевезенной туда мозаикой М.В. Ломоносова «Полтавская баталия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здание Академии наук.
Фотография начала 1920-х годов.

В тимпане фронтона портика видна аллегорическая роспись, выполненная архитектором Л.В. Рудневым. Она просуществовала короткое время и, вероятно, была уничтожена в 1925 году во время проведения крупных ремонтных работ по зданию, связанных с двухсотлетним юбилеем Академии наук.

 

 

 

 

 

 

Здание Академии наук.
Фотография.  Лето-осень 1945 года.

В тимпане фронтона появилось новое украшение: композиция из серпа, молота и звезды. Оно было установлено летом 1945 года на время торжественных мероприятий, связанных с 220-летним юбилеем Академии наук, и к декабрю этого же года было демонтировано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здание Академии наук.
Фотограф А.А. Григорьев.
Сентябрь 1953 года.

 

 

VI. Эрмитажный театр.

Дворцовая наб., 34.

23 сентября 1783 года Екатерина II подписала указ о постройке при Эрмитаже Каменного театра. Для возведения нового здания были использованы фундаменты и части стен Зимнего дворца императора Петра I. Сначала Кваренги возвел в центре старого здания сцену и зрительный зал в традициях античной архитектуры. Во второй период производились работы по расширению сцены и внутренней отделке зала. Позднее всего были возведены дворовые корпуса и проведена перестройка фасадов. Строительство здания было завершено в 1787 году, хотя первый спектакль состоялся еще 16 ноября 1785 года. В знак особой милости императрицей Екатериной II зодчему в театре была пожизненно пожалована ложа, а также квартира в театральном доме, где он жил до конца своих дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эрмитажный театр.
Фасад.
Фотограф А.А. Григорьев.
Сентябрь 1953.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эрмитажный театр.
Фасад.
Фотография 1930-х годов (?).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эрмитажный театр.
Фотография 1919 года.

Сохранился машинописный текст аннотации, подклеенный к фотографии: «Зима 1919 г. Обмер. Эрмитажный Театр в Зимнем Дворце. Вид пилона у сцены».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эрмитажный театр.
1919 год.

Сохранился машинописный текст аннотации, подклеенный к фотографии: «Эрмитажный Театр. Деталь пилона у сцены».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эрмитажный театр.
Зрительный зал.
Фотография 1919 (?) года.

 

 

 

 

 

 

 

Эрмитажный театр.
Капители.
Фотография 1919 (?) года.

Следуя античным образцам, Кваренги включил в коринфские капители театральные маски.

 

 

VII. Колокольня церкви Владимирской иконы Божией Матери.

Владимирский пр., 20.

Здание церкви было возведено в 1761-1769 годах. В 1783 году по проекту архитектора Дж. Кваренги недалеко от церкви была сооружена колокольня, составившая с ней единый ансамбль. Первоначально колокольня была трехъярусной. В 1848 году архитектор Ф.И. Руска возвел над ней четвертый ярус. Градостроительное значение ансамбля, который замыкает перспективу  Загородного проспекта, очень велико. Он является архитектурной доминантой района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колокольня Владимирского собора. Фотография 1940 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс Владимирского собора с колокольней.
Фотограф А.А. Григорьев.
Апрель 1952 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс Владимирского собора с колокольней.
Фотограф А.А. Григорьев.
Сентябрь 1954 года.

 

VIII. Серебряные ряды.

Невский пр., 31.

Вдоль Невского проспекта существовали деревянные лавки купцов, торговавших изделиями из серебра. В 1783 году они сгорели. По заказу купцов и на их средства в 1784 – 1786 годах было возведено здание новых, теперь уже  каменных «Серебряных рядов», обработанное в нижнем этаже открытой аркадой. Таким образом, новую постройку Дж. Кваренги увязал в единое целое с Большим Гостиным двором, характерной особенностью которого также являются аркады. В 1878 году нижнюю галерею «Серебряных рядов» закрыли. При реконструкции здания в 1981 – 1982 годах галерею открыли, однако в 1999 году снова застеклили. Авторский замысел зодчего был опять нарушен.

 

 

 

 

 

 

 

Серебряные ряды.
Фотография. Между 1924 и 1932 годом.

На переднем плане – памятник Ф. Лассалю. Подробнее о нем можно узнать на сайте КГИОП в подборке «В ознаменование великого переворота. Часть II».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серебряные ряды.
Фотограф А.А. Григорьев.
Июль 1954 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серебряные ряды.
Фотография 1984 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Серебряные ряды.
Фотография 1986 года.

Перспектива галереи открытой при реконструкции здания 1981-1982 годов.