?Вопрос-ответ

Год театра в Петербурге

Поделиться:
Распечатать

2019 год в России был объявлен Годом театра. И пусть календарный год подходит к концу, увлечение театром и любовь к этому виду искусства в России и Санкт-Петербурге не пройдут никогда. Ведь Русский театр появился именно в Петербурге и он – практически ровесник самого города. Развивался театр под личным патронажем Петра I и его сестры Натальи Алексеевны, которые придавали большое значение этому виду искусства. На протяжении XVIII и XIX веков Петербург являлся центром театральной жизни страны.

В завершение Года театра мы хотели бы представить вам ряд фотографий из архивного собрания КГИОП, которые познакомят вас с историей петербургских театров и позволят проследить, как менялся их облик.

Просмотр изображений в фотогалерее >

 


Александринский театр

Пл. Островского, 2

Здание театра построено в 1832 году по проекту К.И. Росси.

Скульптурное убранство было выполнено В.И. Демут-Малиновским и А. Трискорни. Автором колесницы Аполлона, венчающей аттик здания, стал скульптор С.С. Пименов.

Театр получил свое название от имени Александры Федоровны, жены императора Николая I. В 1937 году театру присвоено имя А. С. Пушкина.

В 2006 году была завершена комплексная реставрация Александринского театра, приуроченная к его 250-летию. Интерьерам был возвращен исторический облик.

Согласно замыслу К.И.Росси, здание Александринского театра стало частью грандиозного градостроительного и архитектурного ансамбля, включающего в себя улицу Зодчего Росси и площади Островского и Ломоносова.


Здание театра. Конец XIX века

 


Главный фасад, 1932

 


Вид на Екатерининский сквер. Фото А.К. Григорьева. 1947

 


Центральная ложа. Фото А.К.Григорьев, 1948

 


Боковая ложа. Фото А.К.Григорьев, 1948

 


Улица Зодчего Росси.  Фото А.А. Григорьева.  1976

 


Театр им. Ленсовета (дом А.И. Корсакова, Купеческий клуб)

Владимирский пр., 12

Здание, в котором в настоящее время располагается театр, было построено в конце 18 века и перестроено архитектором А.А. Михайловым 2-м в 1826–1828 годах.

Дом перешел в наследство С. А. Корсаковой, мужем которой был князь В. П. Голицын. И до 1930 г. на аттике располагались два герба - Корсаковых и Голицыных.

В феврале 1860 года парадные помещения были сданы "Русскому купеческому собранию" для проведения балов и музыкальных вечеров.

Во второй половине 1860-х годов особняк становится доходным домом. На первом этаже размещались торговые лавки, часть помещений третьего этажа сдавалась под жилые квартиры, а в парадных залах проводились публичные мероприятия.

С 1933 года в здании работали различные городские театры: новый ТЮЗ, ТРАМ (Театр рабочей молодежи), Театр имени Ленинского Комсомола, Новый театр. а с 1953 года по настоящее время в здании размещается Театр имени Ленсовета.

Интерьеры особняка частично сохранились до наших дней: дубовые панели на стенах фойе Малой сцены, в этом же зале мраморный камин с великолепной деревянной отделкой: дубовые кронштейны в виде масок фавнов поддерживают композицию с гербом князей Голицыных.

Современная отделка зрительного зала выполнена в 1950-е годы по проекту Н. А. Митурича.


Главный фасад, 1937
 


Главный фасад. Начало 1950-х

 


Зрительный зал. 1965
 


Главный фасад. 1974
 


Интерьер театра. 1986
 


Фойе. Камин с гербом Голициных. 1986
 


Мариинский театр

Театральная пл., 1

Первоначально на месте Мариинского театра располагалось деревянное здание цирка, созданное Альберт Кавосом.

В 1859 г. в цирке произошел пожар, а на месте уничтоженного здания было решено возвести современный театр. Строительством вновь руководил А. Кавос. Театр стал именоваться Мариинским в честь супруги Александра II, Марии Александровны.

Позже главный архитектор императорских театров В.А. Шретер пристраивает к левому крылу здания трехэтажный корпус для театральных мастерских, репетиционных залов, электростанции и котельной. Вторая половина XIX века становится временем расцвета Мариинского театра.

Во время Великой Отечественной войны в театр попала 250-килограммовая фугасная бомба, разрушившая правое крыло и вход в дирекцию.

Восстановительные работы начались еще до окончания войны – весной 1944 года, а уже осенью открылся театральный сезон.

Комплексная реставрация здания проводилась в 1960-1970--х годах.


Мариинский театр. Конец XIX века
 


Фасад. Начало XX века
 


Восстановленная кладка правого крыла здания, разрушенного фугасной бомбой. 1945
 


Следы от осколков снаряда на наружной стене. 1945
 


Фасад, 1996
 


Консерватория

Театральная пл.,3

9 июня 1773 года Екатерина II издала указ "Об учреждении в Санкт-Петербурге публичного Российского театра". В 1775 - 1783 годах по проекту Антонио Ринальди в центре площади было построено здание Большого каменного театра.

1 января 1888 года Александр III не передал его в пользование Санкт-Петербургской Консерватории.

2 апреля 1891 года по проекту В. Николя началось строительство Консерватории с частичной разборкой здания Большого театра. Открытие нового здания состоялось 12 ноября 1896 года, а открытие Большого зала – 21 ноября.

Кроме учебной части, располагавшейся на месте бывшего Большого театра, здание включало новую часть со сценой, зрительным залом, фойе и другими служебными помещениями.

В время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. В 1960-е годы были проведены восстановительные работы.

В настоящее время ведется реставрация с приспособлением под современное использование.


Консерватория (Большой театр) в конце XVIII века
 


Консерватория, начало XX века
 


Осмотр здания театра для составления акта о разрушении, 1946
 


Фасад. 2000-е годы
 


Михайловский театр

Искусств пл., 1

Проектируя Михайловскую площадь, К.И. Росси не предусматривал размещения здесь театрального здания, так как ее доминантой являлся Михайловский дворец. Спустя несколько лет Александр Брюллов органично вписал здание театра в уже сложившийся ансамбль площади. Он  придал зданию театра внешний вид жилого дома. Высота здания, ритм оконных проемов, пластика оформления сохраняют целостный ансамблевый характер площади.

8 ноября 1833 года состоялось торжественное открытие театра. Он стал именоваться Михайловским в честь брата Николая I.

В 1859 - 1860 годах для увеличения числа зрительских мест здание театра подверглось перестройке по проекту архитектора А. Кавоса. Был переделан боковой фасад, изменена внутренняя планировка и отделка. Интерьеры сохранились до настоящего времени.

В 1960-1970-х годах проводилась комплексная реставрация здания театра.

В 2008 году была проведена реставрация интерьеров театра, в том числе плафона зрительного зала.


Михайловский театр.  1944
 


Фасад здания после реставрации.  1947
 


Плафон зрительного зала. 1955
 


Общий вид  центральной лоджиии. 1955
 


Каменноостровский театр

наб. реки Крестовки, д. 10

Единственный сохранившийся в Санкт-Петербурге деревянный памятник эпохи классицизма построен по проекту архитектора С.Л. Шустова в 1827 году.

Здание построили быстро, так как планировалось, что оно будет служить всего один сезон – как временная летняя площадка.

В 1882 году театр закрыли и стали хранить в нем декорации. В 1900 году здание хотели снести, однако его удалось отстоять.

После революции бесхозное здание театра заселили беспризорники.

В 1932 г. здание передали дирекции ЦПКиО. В этом же году архитектор Е.И. Катонин выполнил проект реставрации интерьеров. Плафон с цветочным орнаментом заменили новым – в виде языков пламени, борта лож расписали геометрическим орнаментом. Стены здания, фермы и перекрытия укрепили, возобновили историческую окраску фасадов. Каменноостровский театр был поставлен под государственную охрану как памятник архитектуры.

В 2005 году театр был передан в ведение Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова (БДТ). С 2006 года была проведена масштабная реставрация, в результате которой здание адаптировали под современные требования.

После завершения реконструкции Каменноостровский театр стал работать как Вторая сцена БДТ.


Общий вид. 1948
 


Общий вид. 1952
 


Резной декор фронтона. Фото О.В.Трубского. 1985
 


Центральная ложа. Фото О.В. Трубского.  1985
 


Плафон. Фото О.В. Трубского. 1985
 


Фасад. Фото В.Т. Верещагина. 2018