?Вопрос-ответ

Московские триумфальные ворота. 250-летию архитектора В.П.Стасова посвящается

Поделиться:
Распечатать

В 2019 году исполнилось 250 лет со дня рождения великого русского зодчего Василия Петровича Стасова (родился 24 июля (4 августа) 1769 года). При его непосредственном участии в первой половине XIX века в Санкт-Петербурге создавались многие выдающиеся постройки и архитектурные ансамбли, сохранившие градостроительное значение до наших дней. Среди них Троице-Измайловский и Спасо-Преображенский соборы, Московские и Нарвские триумфальные ворота, Павловские казармы, Ямской рынок, многочисленные постройки в Царском Селе (ворота «Любезным моим сослуживцам», Манеж, Конюшенный корпус, Большая оранжерея) и другие.

О каждой из построек В.П.Стасова можно было рассказать в нашей рубрике отдельно. Выбор пал на Московские ворота, и это неслучайно, поскольку в прошлом году отмечался юбилей этого выдающегося сооружения – ему исполнилось 180 лет.

Московские Триумфальные ворота были воздвигнуты в 1834-1838 годах в честь победоносного завершения кампаний против Персии, Турции и Польши.

12 января 1834 года был утвержден разработанный Стасовым проект, а 14 сентября 1834 года состоялась торжественная закладка ворот. В качестве материала для постройки был избран чугун, для скульптурных украшений и капителей колонн – медь. Открытие монумента состоялось 16 октября 1838 года.

20 января 1839 года газета «Русский инвалид, или Военные ведомости» писала по этому поводу: «В октябре истекшего 1838 года великолепная наша столица украсилась новым памятником искусств, новым залогом благодарности Государя и отечества к храбрым их защитникам».

Московские ворота стали самым крупным в мире архитектурным сооружением, выполненным из чугунных деталей. Высота ворот составляет 23 метра, длина - 36 метров.  Высота колонн – 15 метров, диаметр колонн – более 2 метров.

Просмотр изображений в фотогалерее >

 

Московские ворота.
Начало ХХ в. (до 1914 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московские ворота.
Начало ХХ в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большое место в оформлении ворот заняла скульптура. В 1835 году Б.И. Орловский, автор знаменитых памятников фельдмаршалам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де-Толли, установленным перед Казанским собором, исполнил модели скульптурных деталей ворот – фигур крылатых гениев, губернских гербов и воинских трофеев.

 

 

Фигуры гениев с гербами губерний, снятые с фасада Московских ворот.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щит Полтавской губернии, во время реставрации.
1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щит Эстляндской губернии, во время реставрации.
1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щит Великого княжества Финляндского, до реставрации.
1959 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деталь военной арматуры, до реставрации.
1959 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деталь военной арматуры, до реставрации.
1959 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деталь военной арматуры, до реставрации.
1959 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щит Рязанской губернии, во время реставрации.
1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щит Екатеринославской губернии, во время реставрации.
1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щит Псковской губернии, во время реставрации.
1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щит Бессарабской губернии, во время реставрации.
1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фигура гения со щитом Псковской губернии, во время реставрации.
1959 г.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воздвигнутые на южной границе города, Московские ворота являлись не только триумфальным сооружением, но и заставой при въезде в город. По их сторонам были сооружены две кордегардии - каменные караульни, в которых размещалась стража.

 

 

Вид Московской заставы с востока (ворота, ограда и кордегардии).
1920-е гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здание Кордегардии у Московских ворот.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Западная кордегардия во время разборки.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Площадь к северу от ворот была огорожена с обеих сторон металлической решеткой из копий, идущей от ворот до кордегардий. В воротах были установлены два чугунных фонарных столба, ныне утраченных.

 

 

Московские ворота.
1935 – 1936 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московские ворота. Фонарь.
1927 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После Революции Московские ворота были приняты под охрану как памятник государственного значения.

Во время обороны Петрограда от войск Н.Н. Юденича осенью 1919 года у Московских ворот была сооружена баррикада.

 

Баррикада у Московских ворот.
1919 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1925 году Управление городских железных дорог разработало проект прокладки трамвайных путей через центральный пролет ворот. Этот проект был утвержден губернским инженером 14 сентября и Ленинградским отделением Главнауки (органом охраны памятников) 14 октября 1925 года.

В 1927 году для освещения трамвайных путей в среднем кессоне ворот был сделан электрический плафон.

 

 

 

Московские ворота.
Конец 1920-х гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Московские ворота.
Конец 1920-х гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В 1929 году была проведена частичная реставрация скульптурных деталей ворот скульптором Н.Ф.Вальдманом, чеканные работы выполнял А.В.Конякин.

В 1935 году была осуществлена капитальная реставрацию ворот. При этом целый ряд утраченных деталей верхних арматур был вычеканен заново из листовой меди. Реставрацию производили скульпторы Г.А. Симонсон и Р.К.Таурит под руководством И.В.Крестовского.
Поставленные на оси Московского проспекта, ворота являлись важным градообразующим элементом одной из центральных магистралей города.

 

Общий вид Московского проспекта.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид с Московских ворот на пересечение Московского и Лиговского проспектов.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид с Московских ворот в северную сторону.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Несмотря на то, что Московские ворота были приняты под государственную охрану, 17 августа 1936 года в ходе реконструкции проезжей части Московского проспекта строители самовольно приступили к сносу монумента. После протестов Отдела по охране памятников 26 августа последовало устное распоряжение председателя Ленсовета И.Ф. Кадацкого о замене сноса ворот разборкой их по элементам, чтобы в дальнейшем была возможность установки сооружения на новом месте.

16 сентября 1936 года Президиумом Ленсовета было принято решение о сносе ворот вместе с кордегардиями и оградами в связи с «реконструкцией Международного проспекта и Московского шоссе, а также урегулировании примыкания Лиговской улицы».

По настоянию Инспекции по охране памятников г. Ленинграда разборка ворот была проведена с учетом возможности восстановления их на новом месте. Одновременно под руководством арх. П.Д.Бункина производился полный архитектурный и конструктивный обмер памятника.
Отдел по охране памятников успел в кратчайшие сроки организовать составление обмерных чертежей и обеспечить сохранность деталей ворот. Для складирования чугунных частей и металлоконструкций выделили площадку невдалеке, на Лиговской ул., а художественные элементы были переданы на временное хранение в Государственный Русский музей, Музей Всероссийской Академии художеств и Музей артиллерии.

 

 

Ворота и кордегардии во время разборки.
Вид с юга.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ворота перед началом демонтажа колонн.
18 сентября 1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колонна в процессе разборки.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колонна в процессе разборки.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спуск фустового блока.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спуск верхнего блока колонны с медной капителью.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спуск верхнего блока колонны с медной капителью.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фустовый блок колонны.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дверь, ведущая на винтовую лестницу внутри колонны.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники демонтажа, на фоне снятой с ворот угловой арматуры.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снятая с ворот угловая арматура.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разборка перекрытия над средним пролетом в ночное время.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало разборки последней колонны.
30 сентября 1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разборка взорванной Кордегардии.
1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид площади после окончания демонтажа ворот.
30 сентября 1936 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приказ о поощрении работников Монтажно-теплотехнической конторы, участвовавших в демонтаже Московских ворот.
10 октября 1935 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В начале Великой Отечественной войны в 1941 году чугунные блоки ворот использовались при сооружении противотанковых заграждений на южных подступах к Ленинграду.
После окончания войны возник вопрос о восстановлении ворот на прежнем месте.
3 июня 1953 года было принято решение Исполкома Ленсовета «Об улучшении хранения частей и деталей разобранных Московских Триумфальных ворот», а 8 августа 1956 года – решение Исполкома «О восстановлении Московских Триумфальных ворот».
Автором проекта реконструкции памятника (в соавторстве с архитектором И.Г.Капцюгом и инженером Н.С.Чукаевым), а впоследствии руководителем работ стала Е.Н.Петрова.

 

Решение Исполкома Ленгорсовета «О восстановлении Московских Триумфальных ворот».
8 августа 1956 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Работы начались в 1958 году. Часть блоков оказалась утраченной, большая часть медных чеканных скульптурных деталей погибла. Сохранилось шестьдесят пять чугунных колец колоннады и тринадцать фигур гениев с фриза. Из 30 фигур 17 пришлось воссоздавать заново по сохранившимся образцам. Коллектив реставраторов проделал большую работу по разработке рисунков и шаблонов для восстановления утраченных скульптур, лепке моделей и исполнению скульптур. Отливка недостающих частей ворот – колонн и антаблемента – была поручена в 1958 году цеху крупного чугунного литья Кировского завода. Модели для отливки чугунных частей были созданы скульпторами Д.Д. Малашкиным, Г.Ф. Цыганковым, Б.М. Томским. Отливку выполняла бригада чеканщиков К.Л. Кротова.

 

 

Монтаж ворот.
1959 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монтаж ворот.
Южный фасад.
1959 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монтаж ворот.
1959 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная сборка верхнего строения на монтажной площадке у Обводного канала. Архитектор Е.Н.Петрова в окружении рабочих.
1959 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.Н.Петрова и И.Г.Капцюг осматривают ход работ.
Апрель 1959 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реставрация капителей.
1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент фигуры гения, до реставрации.
1959 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Военная арматура в процессе реставрации (выколотные работы).
Январь 1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детали голов гениев во время реставрации. Скульптор Л.Д.Малашкин.
1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детали ступней гениев во время реставрации.
1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реставрация фигуры гения.
1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реставрация фигуры гения.
1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель воссоздаваемой военной арматуры
(гипс, ¼ натуральной величины).
1959 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановление ворот было закончено в 1961 году.

 

 

Московские ворота.
1962 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Московские ворота.
1967 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующая реставрация Московских триумфальных ворот была проведена в 2000-2003 годах силами РПНЦ «Специалист». В ходе работ был укреплены и отреставрированы конструкции, архитектурные и скульптурные элементы сооружения, восстановлена первоначальная окраска, а также воссозданы позолоченные надписи на аттиках, утраченные в 1918 году и не восстановленные в 1960-е годы по идеологическим причинам.

Новый этап реставрации Московских триумфальных ворот начался в 2019 году.