Обратиться ?Вопрос-ответ

ОБВОДНЫЙ КАНАЛ

Поделиться:
Распечатать

Авторский маршрут Валентины Лелиной     

Полная версия экскурсии  Буклет (для владельцев смартфонов с установленной программой  для считывания QR-кодов, позволяющий перейти к полной версии экскурсии непосредственно во время прогулки).

Когда-то Обводный канал обозначал край города. Также как по Фонтанке проходила граница Петербурга XVIII века, Петербург XIX века заканчивался у Обводного канала, дальше уже шли предместья. И хотя край города с тех пор значительно отодвинулся, и облик Обводного канала за прошедший XX век изменился, да и само понятие «края города» во времени претерпело изменение, но что-то вечное, неизменно-окраинное остается здесь до сих пор.
Обводный канал в Петербурге – это не только гидротехническое сооружение, очень передовое для своего времени, не только транспортная магистраль, соединяющая порт и верхнее течение Невы, – это еще и художественный образ города, занимающий такое же важное, знаковое место в его культуре, как и Невский проспект. По крайней мере, представление о Петербурге без Обводного канала будет неполным.
Всегда существовало противостояние Петербурга парадного, строгого, стройного, официального и – окраинного, хозяйственно-промышленного, дымного, необустроенного. Но и тот, и другой составляли единое целое – столицу Российской Империи. И влияние их на характер столицы, значение в ее развитии с обеих сторон было равным.


«Город – это суммарный итог непрерывной творческой деятельности каждого из живущих в нем… Самый последний бродяга, не имеющий своего угла, является таким же творцом Города, как и прославленный архитектор, застроивший его великолепными дворцами, – разница лишь в “материале”, в котором находит воплощение творческий порыв их жизни». Данное высказывание совершенно точно совпадает и с творческим вкладом пространственно-культурной субстанции Обводного канала в исторический контекст Петербурга. Обводный канал – это заводы и фабрики, с которыми связано начало промышленного переворота в Санкт-Петербурге и в России.

Обводный канал – один из главных искусственных водных протоков Санкт-Петербурга, самый длинный из них (его протяженность более 8 км). Канал является условной границей южного промышленного пояса города. Многие здания, стоящие вдоль набережных Обводного канала – гражданские и промышленные, мосты и подпорные стенки, – представляют значительный интерес в историко-архитектурном отношении. Сложившаяся к настоящему времени архитектурная среда вдоль берегов канала носит ярко выраженный индивидуальный характер и является такой же неотъемлемой частью Петербурга, как, например, Невский проспект, Коломна, Васильевский остров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
№ на схеме:
1. Чернореченская бумагопрядильная мануфактура Л.Е. Кенига (Лифляндская ул., 3)
2. Калинкинский пивоваренный завод (Курляндская 48-50; ул. Степана Разина 6, 8, 9-13; Рижский пр., 80)
3. Российская бумагопрядильная мануфактура («Веретено») (наб. Обводного канала, 223–225)
4. Товарищество Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник» (в советский период «Красный
    треугольник») (наб. Обводного канала, 134, 136, 138)
5. Пивоваренный завод И. Дурдина (Курляндская ул., 28)
6. «Казенный очистной винный склад № 4» (наб. Обводного канала, 199-201)
7. «Измайловские провиантские магазины» (наб. Обводного канала, 167, Лермонтовский пр., 54)
8. Здание Балтийского вокзала (наб. Обводного канала, 120, лит. Б)
9. Здание Варшавского вокзала (наб. Обводного канала, 118)
10. Церковь Воскресения Христова (наб. Обводного канала, 116, лит. А)
11. Паровозное здание (Митрофаньевское шоссе, 2, корп. 9, лит. В)
12. Скотопригонный двор (Московский пр., 65)
13. Водочный завод «Келлер и Кº» с дымовой трубой (б. дом Е.Т. Цолликоффера) (наб. Обводного канала, 92)
14. Фрунзенский универмаг (наб. Обводного канала, 129, Московский пр., 60)
15. Электростанция Общества электрического освещения 1886 года (наб. Обводного канала, 76)
16. Главный газовый завод Общества столичного освещения (Завод «Композит») (наб. Обводного канала, 74)
17. Церковь во имя святого мученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка (наб. Обводного канала, 99 (утрачена))
18. Электростанция Московско-Виндаво-Рыбинской (Царскосельской) железной дороги (наб. Обводного канала, 70
      (старый адрес: 66))
19. Новая бумагопрядильная мануфактура. Главный прядильный корпус с металлической оградой (Боровая ул., 47,
      наб. Обводного канала, 60)
20. Пересечение Обводного канала с Лиговским проспектом
21. Американские мосты через Обводный канал
22. Комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка (наб. Обводного канала, 21-39)
23. Центральная электрическая станция городского трамвая (АООТ «НПО ЦКТИ им. И.И. Ползунова»)
      (Атаманская ул., 3)
24. Элеватор Акционерного общества товарных складов (наб. Обводного канала, 2)
25. Санкт-Петербургская Духовная академия (наб. Обводного канала, 7, 7а, 7б, 11)