Обратиться ?Вопрос-ответ
к списку

Новости RSS подписка

14
июня
2017

Заседание Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга прошло в Царском Селе

Поделиться:
Распечатать

Совет по сохранению культурного наследия одобрил концепцию реставрации куртины «Парнас» в Царском Селе, концепцию приспособления здания Мюзик-Холла, утвердил состав рабочей группы и ознакомился с ходом реализации программы  передачи в аренду памятников, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии

13 июня состоялось выездное заседание Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга под председательством вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина в Царском Селе.

ГМЗ «Царское Село» представил концепцию реставрации куртины «Парнас», входящей в состав объекта культурного наследия федерального значения «Александровский парк».

Куртина «Парнас» занимает северо-западный  квадрат в Новом саду, разбитом в середине XVIII в. по повелению Елизаветы Петровны в регулярном французском стиле. Также на территории Нового сада находятся куртины Прудки, Грибок и Театр.

Из планировочных элементов куртины «Парнас» сохранились сама гора, центральные аллеи Регулярного сада и аллеи вдоль откосов Крестового канала, диагональные дороги. Все остальные элементы – утрачены или нарушены (как спиральная дорожка, ведущая на гору). Полностью утрачены шпалерные обсадки боскетов у подножья горы.

Гора заросла самосевными деревьями, в основном послевоенными кленами, также на горе Парнас сохранилось 4 экземпляра клена остролистного возрастом 110 лет. По данным лесопатологического обследования, проведенного специалистами Санкт-Петербургского Государственного лесотехнического университета в октябре 2016 г., состояние насаждений можно оценить как неудовлетворительное. Категория состояния насаждений не превышает 3 баллов, что говорит о том, что их устойчивость нарушена и они ослаблены.

При обследовании выявлено большое количество деревьев с наклоном стволов, образовавшимся из-за недостатка освещения или загущенности насаждений. На склоне горы наклоны ствола особенно опасны, они вызваны эрозией почвы и наличием корневых гнилей, образовавшихся в местах механических повреждений корневых систем.

Планировка боскетов в основании горы полностью утрачена и прослеживается лишь   на отдельных участках, по характерным расположениям деревьев, выросших на местах липовой шпалеры.

Склоны по всей площади горы деформированы в результате размывов, разрушения корнями деревьев и стихийного хождения по склонам. В результате размыва плодородного слоя грунта оголились корневые системы и шейки многих деревьев. Корни, оказавшись  на поверхности земли, вытаптываются и повреждаются посетителями.

В зимнее время гора используется для катания на санках, «ватрушках» и других «снарядах», что приводит к уплотнению снежного покрова, механическим повреждениям корней и стволов деревьев в комлевой части. В местах скатывания образуются желоба с уплотненной почвой.

Учитывая проведенный анализ имеющихся исторических данных и натурных исследований, проектом предлагается восстановить планировку куртины «Парнас» на I половину XIX века с опорой на планы 1816 и 1817 годов.

Основные задачи предстоящей реставрации заключаются в восстановлении исторического облика куртины как части общей архитектурно-ландшафтной композиции Нового сада, а так же возвращения горе «Парнас» функции смотровой площадки. Основным принципом восстановления объемно-пространственной ландшафтной композиции является восстановление характеристик горы  и боскетов при максимально возможном сохранении существующего здорового древостоя, не противоречащего проектным решениям.

 В соответствии с концепцией, разработанной ООО «Профиль», предлагается провести полный снос самосевных деревьев в боскетах, за исключением нескольких старовозрастных экземпляров, не нарушающих целостность восприятия куртины. Восстанавливается шпалерная обсадка боскетов кустовой липой высотой, как и в куртине Грибок - 4 м. Внутри боскетов высаживаются плодовые деревья - яблони, сливы и вишни. В каждый боскет предусмотрена входная калитка. В антивандальных целях с внутренней стороны боскетов устанавливается деревянный шпалерник.

Проектом предлагается провести полный снос деревьев-угроз на горе для дальнейшего восстановления ее конструкции, геометрии откосов и серпантинной дорожки. Высота горы восстанавливается по проекту до 17,5 м, диаметр основания 90 м (сейчас высота горы 16 м, диаметр основания около 95 м). Откосы устраиваются дерновые, дорожка набивная с булыжным лотком для отведения  осадков.

В соответствии с иконографическими материалами вокруг горы восстанавливается круг из стриженных  шарами лип (высотой до 5 м), а вдоль серпантинной дорожки на гору высаживаются сплошной линией кусты, которым придается геометрическая форма. В центре верхней площадки высаживается дуб, вокруг ствола которого предлагается установить деревянную скамью в китайском стиле, воссозданную по чертежу из альбома И.Неелова («В Новом саду китайския бесетки», 1778 г.). После проведения работ по реставрации аллейных посадок  в Новом саду гора Парнас вновь станет видовой площадкой, с которой откроются прекрасные виды не только на внутренние боскеты куртины, но и на окружающие пейзажи.

Проекты реставрации куртин Нового сада (Грибок, Прудки и Театр) разрабатываются в рамках общей концепции реставрации Нового сада  по отдельному проекту.

Члены Совета единогласно одобрили представленную музеем-заповедником концепцию и рекомендовали принять ее за основу реставрационного проекта.

СПб ГАУК «Театр «Мюзик-Холл» представил концепцию приспособления для современного использования здания театра в Александровском парке, которое является объектом культурного наследия федерального значения «Народный дом, где в мае 1917 г. состоялся 1-й Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Здесь в Оперном зале выступали певцы Собинов Л.В., Шаляпин Ф.И.»).

Мюзик-Холл испытывает острую необходимость в новом развитии для соответствия мировым тенденциям в театральных, сценографических и аудиовизуальных инновациях.  Основные проблемы функционирования театра - недостаток площадей для размещения сценического и зрительского комплекса, помещений для артистов и репетиций, визуальный и акустический дискомфорт зала для зрителей.

По заказу Комитета по строительству Санкт-Петербурга АО «КБ ВиПС» разработало концепцию приспособления исторического здания, которая предполагает:

1. Понижение до исторического уровня перекрытия вестибюля малого зала. В соответствии с фиксационными чертежами 1930-х гг. вход в фойе Народной аудитории осуществлялся с уровня земли. В процессе реконструкции здания в 1980-е гг. ЛенНИИПроект выполнено повышение отметки чистого пола входного вестибюля  малого зала на 0,6 м.

Понижение уровня перекрытия в зоне вестибюля малого зала и входной группы (крыльца) организовать безбарьерный доступ маломобильных групп населения (далее – МГН)       в здание, исключить  строительство новых наружных элементов доступа МГН в здание (пандусы, подъемники) и восстановить историческую высоту помещения вестибюля, в том числе и для комфорта зрителей.

2. Понижение уровня пола подвального этажа.

В соответствии с фиксационными чертежами 1930-х гг. в большую часть подвала под вестибюлем большого зала был свободный доступ. В процессе реконструкции здания в 1980-е гг. доступные ранее помещения были засыпаны. Концепция предусматривает углубление ниже подошвы существующих фундаментов на 0,5 – 1,5 метра с усилением существующих фундаментов буроинъекционными сваями  и монолитной железобетонной плитой пола подвала.

В подвале расположатся гардероб и уборные для зрителей; помещения нижней механизации сцены, механизация оркестровой ямы, складские помещения; технические помещения инженерных систем здания театра; подсобные помещения предприятий общественного питания.

3. Зал «Народной аудитории» претерпел значительное изменение после 1919 года в ходе реконструкций. Сохранились общие композиционные приемы устройства ярусов, форма зала и основные несущие конструкции. В настоящее время 25% места из 1490 имеют ограниченный обзор сцены. Современные нормативные требования по обеспечению  видимости не могут быть реализованы в существующем зале более чем на 40% существующих мест. Также отмечены проблемы с акустикой помещения.

Концепцией предлагается устройство зрительских мест с обеспечением максимальной и нормативной видимости, за счет “выноса” ярусов  ближе к сцене и создания расчетного уклона на ярусах; организация эвакуационных выходов и доступа в зал МГН; устройство акустических элементов (облицовка стен и балконов ярусов, потолка, пола).

В результате общая вместимость зала составит 1100-1200 посадочных мест.

4.      Размещение репетиционного помещения в подкупольном пространстве. В процессе реконструкции 1980-х гг. устроены металлические фермы и балки для устройства подвесного потолка зрительного зала, а также театрально-технологических галерей. По результатам технического обследования металлических конструкций установлено, что фермы для подвесного потолка зрительного зала находятся в ограниченно работоспособном состоянии и не могут обеспечить несущую способность для нового технологического и инженерного оборудования.

Предлагается замена металлических ферм, устроенных при реконструкции 1980-х гг., на  двойное перекрытие над зрительным залом и устройством лестниц, необходимых для эвакуационных выходов.

5.      В соответствии с историческими материалами раскрываются проемы в барабане купольной части здания для освещения кулуаров верхнего яруса зрительного зала; раскрываются дверные проемы входной группы в малый зал; конструкции и конфигурация кровли за ложной балюстрадой над главным входом в здание приводятся к историческим отметкам и форме по заданию КГИОП;  воссоздается стеклянный фонарь на крыше малого зала; в соответствии с историческими материалами, раскрываются проемы колосникового настила  сцены.

6.      Концепцией также предусмотрены мероприятия по реставрации фасадов в соответствии с технологическими рекомендациями, помещений лестниц и плафона малого зала; реставрацию исторических дубовых дверных  и оконных заполнений, замену на основании иконографических материалов оконных заполнений; проведение работ по гидроизоляции стен и перекрытий; ремонт, реставрацию стропильных конструкций, замену кровельного покрытия с устройством системы водоотведения; реставрацию конструкции купола и светового фонаря с заменой покрытия.

Члены Совета отметили необходимость при дальнейшей разработке проекта уделить особое внимание расчету нагрузок на несущие конструкции и также рекомендовали одобрить представленную концепцию.

Также было заслушано информационное сообщение о ходе подготовки программы передачи объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в аренду на льготных условиях с целью их реставрации и приспособления для современного использования.

В соответствии с утвержденным планом по привлечению инвестиций (внебюджетных средств) на мероприятия по сохранению объектов культурного наследия на 2017 год по поручению вице-губернатора Санкт-Петербурга И.Н. Албина КГИОП совместно с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – КИО) в январе 2017 года проведена работа по обобщению опыта регионов Российской Федерации по вопросу передачи в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, с возложением на арендаторов обязанности проведения мероприятий по сохранению объектов культурного наследия. Проведен мониторинг законодательства по указанному вопросу Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской областей, Республики Коми и города Москвы. 

На основании анализа собранной информации сделан вывод о перспективности использования для проведения мероприятий по сохранению объектов культурного наследия Санкт-Петербурга опыта города Москвы.

В Москве программа «Памятник за рубль» реализуется с 2012 года. В январе 2012 года Правительство Москвы утвердило положение 12-ПП от 24.01.2012  о предоставлении в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии

В Москве договор заключается на 49 лет. Инвестор берет на себя обязательство провести в течение 5 лет полный комплекс ремонтно-реставрационных работ на памятнике. Оплата аренды в этот период осуществляется по рыночной ставке, определенной в результате аукционных торгов. В настоящее время готовится правовой акт, увеличивающий предельный срок выполнения ремонтно-реставрационных работ до 7 лет.

«Льготная» стоимость найма (1 рубль за квадратный метр в год) начинает действовать только после проведения в установленные сроки и с надлежащим качеством всего комплекса ремонтно-реставрационных работ, как это предписано охранным обязательством и требованиями по эксплуатации.

До настоящего времени в Москве сдано в аренду 19 зданий-памятников (2012–2016 гг.). Еще по одному памятнику объявлены торги на право заключения договора аренды.

В настоящее время в соответствии с Планом работы КГИОП по привлечению инвестиций (внебюджетных средств) на мероприятия по сохранению объектов культурного наследия на 2017 год КГИОП, КИО и АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» приступили к анализу практической реализации московской программы «1 рубль за 1 кв. метр», определению критериев отбора объектов для участия в программе и подготовке перечня находящихся в неудовлетворительном состоянии объектов культурного наследия Санкт-Петербурга для передачи в аренду на льготных условиях.

КГИОП направил запрос во все администрации районов Санкт-Петербурга с формой заявки (паспорт объекта). На начальном этапе реализации программы поступили предложения о включении 49 объектов культурного наследия, среди которых "Жилой дом Степанова В.Ф." (ул. Константина Заслонова, дом 8, лит. А), "Усадьба А.В. Львовой (главный дом с территорией)» (г. Петергоф, Собственный пр., д. 22, лит. А), "Служебная постройка усадьбы Орловых-Денисовых (Граббе). Ферма" (Главная ул., д. 29, лит. Б), "Жилой дом со службами, садом" (г. Кронштадт, Пролетарская ул., д. 30, лит. А), "Александровские ворота Охтинских пороховых заводов"  (ул. Химиков, д. 20, сооружение 1, лит. А), "Дом А.Е. Вяземского и здание механической мастерской Р.М. Ветцера" (Каменноостровский проспект, дом 58-60, лит/ В).

КГИОП совместно с КИО подготовил утвердил план реализации программы по передаче в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии. План включает в себя перечень мероприятий по выявлению объектов культурного наследия, находящихся  в неудовлетворительном техническом состоянии, разработке нормативно-правовых актов, подготовке документации  и выставлению объектов культурного наследия на торги.

И, наконец, Совет утвердил проект положения о своей рабочей группе и ее состав. Напомним, этот вопрос уже дважды рассматривался на заседаниях Совета, члены которого не могли прийти к единому решению.

Рабочая группа Совета действует на основании решения Совета от 25.09.2008 о создании рабочей группы для рассмотрения вопросов о включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия. При этом решения Рабочей группы Совета носят рекомендательный характер.

На территории Санкт-Петербурга в настоящее время находится 2946 выявленных объектов. В 2016 году КГИОП издано 87 распоряжений о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Реестр), 139 объектов культурного наследия и 20 распоряжений об отказе во включении. Для сравнения: в 2015 году КГИОП подготовлено 39 распоряжений о включении объектов в Реестр и 6 распоряжений – об отказе во включении.

В течение 2016 года состоялось 15 заседаний Рабочей группы Совета, рассмотрены 143 государственные историко-культурные экспертизы.

Председатель КГИОП Сергей Макаров сообщил, что за три последних месяца, пока не собиралась рабочая группа, комитет выбился из графика, и уже накопилось 90 нерассмотренных государственных историко-культурных экспертиз. 

Было утверждено доработанное в соответствии с представленными предложе6ниями Положение о рабочей группе. В частности, решено на каждом заседании Совета представлять доклад о результатах работы рабочей группы. Также утвержден состав рабочей группы, предложенный Президиумом Совета. В рабочую группу вошли девять членов Совета: Рафаэль Даянов, Борис Кириков, Александр Леонтьев, Владимир Лисовский, Сергей Макаров, Юлия Минутина-Лобанова, Максим Резник, Маргарита Штиглиц и Никита Явейн.


Пресс-секретарь КГИОП Ксения Черепанова – 710-41-17, press@kgiop.gov.spb.ru