Обратиться ?Вопрос-ответ
к списку

Новости RSS подписка

14
июля
2017

КГИОП приступает к обследованию подлинных интерьеров Ф.-Б. Растрелли в Смольном монастыре

Поделиться:
Распечатать

КГИОП приступил к разработке проекта реставрации церкви Захария и Елизаветы Корпусов жилых (каре) с угловыми церквями, входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения «Смольный монастырь». Общая сумма контракта на проектные работы по программе КГИОП за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в 2017 году составила 6,1 млн. руб., проектировщик – ЗАО «СПб-ПРОЕКТ».

Сегодня специалисты КГИОП и проектировщики показали уникальные интерьеры двух угловых церквей.

«Впервые мы показываем объект, к разработке проекта реставрации которого только собираемся приступить, - отметил председатель КГИОП Сергей Макаров. – Церковь Захария и Елизаветы уникальна тем, что сохранилась практически в том виде, какой её задумал и реализовал Франческо Растрелли. Надеюсь, что по окончании реставрации нам удастся договориться с Санкт-Петербургским государственным университетом о включении этого объекта в экскурсионный показ в рамках проекта «Открытый город»».

Временем окончания отделки церкви, по мнению исследователей, можно считать конец 1762 года. В интерьере церкви Захария и Елизаветы сохранились подлинные лепные головки херувимов, пальмовые ветви и цветочные композиции. На парусах свода под слоями побелки сохранилась живопись – в предварительных результатах частичных расчисток обнаружены изображения св. Николая Чудотворца, апостола Иакова, св. Дмитрия Ростовского, св. Амвросия Медиоланского, Климента Римского, Петра Александрийского, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Милостивого и четырех московских святителей – Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. 

В церкви был установлен полотняный складной, по преданию, походный Петра I иконостас. Судя по расчисткам, косметические реставрационные работы проводились за всю историю существования церкви 2-3 раза, в том числе в 1888-1892 годах. В советское время стены и живопись были побелены, что позволило живописи сохраниться до наших дней в хорошем состоянии.

Кроме того, в интерьере церкви Захария и Елизаветы сохранился подлинный паркет, созданный по рисунку Растрелли. Реставраторы подчеркивают, что церковных паркетов великого зодчего больше нигде не сохранилось. Специалисты насчитали здесь четыре породы дерева: дуба, груши, чёрного дерева и  берёзы.

В советское время при устройстве в помещении церкви архива Ленинградского обкома КПСС было сооружено перекрытие, над которым скрывается барабан с восьмью большими окнами. Там также сохранилась лепнина середины XVIII века. Архив был вывезен из помещения в 1994 году. В настоящее время пользователем объекта является Санкт-Петербургский государственный университет.

Работы по реставрации церкви Захария и Елизаветы запланированы по программе КГИОП  на 2018 год. Предположительно, реставрация может продлится 2-3 года.

Работы по реставрации фасадов Собора Воскресения Словущего (Смольного собора) проводились в 2015-2016 годах также по программе КГИОП. В настоящее время ведутся реставрационные работы в интерьерах собора.

***

При Петре I существовал «Смольный двор» — казенное хозяйственное заведение, где смолили различные предметы для флота, упраздненное в 1733 году. Рядом с этим двором в 1714-1715 годах был построен загородный дом Петра I с садом. В 1720-м году здесь же возник загородный дворец Екатерины I, перешедший по наследству Елизавете, в котором царевна иногда проводила летние месяцы. Возможно, добрые детские воспоминания способствовали выбору места для строительства монастыря.

По утверждению многих исторических источников, императрица Елизавета вынашивала замысел, приведя страну в порядок, передать бразды правления Петру Федоровичу и удалиться в монастырь.

Закладка корпусов Воскресенского Новодевичьего монастыря состоялась 30 октября 1748 года. Строительные работы начались в 1749 году по проекту Ф.-Б. Растрелли, который стал придворным архитектором еще при Анне Иоанновне. Монастырь, выдержанный в пышных формах барокко, имеет геометрически правильную, строго симметричную композицию, рассчитанную на восприятие со всех сторон в условиях ровного низкого берега и широкого водного пространства Невы. Крестообразные очертания его ведущей архитектурной доминанты – стометрового пятиглавого Воскресенского собора – повторяет обширный замкнутый двор, образованный двухэтажными жилыми корпусами  и невысокой оградой, окружающей весь комплекс.

На углах корпусов, обращенных к собору, расположены четыре одноглавые церкви, вторящие угловым главам собора, а силуэтам церквей в свою очередь соответствуют декоративные башни на внешних углах ограды. Парадный западный фасад монастыря, обращенный в сторону города, должна была акцентировать 170-метровая надвратная колокольня, которая не была построена.

Строительство монастыря было приостановлено в связи с начавшейся в 1756 году Семилетней войной, а потом и смертью Елизаветы Петровны в 1761 году. К этому времени вчерне был завершен Воскресенский собор и в основном построены жилые корпуса по периметру двора, а также подготовлен фундамент колокольни.

В 1764 году, в начале царствования Екатерины II, Растрелли покинул Россию. В том же году было принято решение о размещении в корпусах предполагавшегося монастыря двух только что учрежденных закрытых женских учебных заведений. Императорское Воспитательное Общество благородных девиц для девушек дворянского происхождения, впоследствии известное как Смольный институт, и училище для воспитания мещанских малолетних девушек (Александровский институт). Для Александровского института по проекту архитектора Юрия Фельтена в 1765-1775 годах к северу от монастыря ближе к Неве был возведен обширный комплекс зданий, связанный двумя переходами со Смольным монастырем.

После завершения строительных работ в 1770-х годах на берегу Невы был разбит сад с прудами.

Устройство Императорского Воспитательного Общества благородных девиц повторяло идею известного всей Европе Сен-Сирского монастыря – самое аристократическое учебное заведение Франции одновременно являлось действующим монастырем. Екатерина II с гордостью писала об успехах петербургского Воспитательного Общества Вольтеру.

Вместо изначально предполагаемых 200 монахинь в Смольном монастыре поселили 14, задачей которых было участвовать в воспитании девочек и обучать их рукоделию. Однако, за единичными исключениями, монахини не справлялись с непривычными для них задачами, их число  постепенно сокращалось, и они были отстранены от участия в жизни Воспитательного общества, жили в своих помещениях и посещали свою особую церковь.

Каждая из четырех угловых церквей «вживлена» в тело каре Смольного монастыря, с двух сторон к ним примыкают монастырские помещения.

Церковь св. Екатерины (северо-восточная, сер. XVIII в.) в честь супруги будущего императора была освящена в 1764 году для монахинь и воспитанниц Общества. Самая большая и богатая из церквей монастыря, она является полным воплощением проектного замысла. Здесь в первозданном виде сохранилась барочная декоративная отделка стен, выполненная по чертежам и рисункам Ф.-Б. Растрелли. Яркое впечатление производят крупные фигуры пухлых херувимов – у каждого своя поза и лицо. Елизавета Петровна не любила в церковном искусстве западных нововведений, в том числе изображений херувимов, но это – любимый сюжет Растрелли, и любимому обер-архитектору императрица запрещать не хотела. Настенная лепка в большей или меньшей степени сохранила позолоту.

Церковь св. Захария и Елизаветы (северо-западная, сер. XVIII в.) в честь Елизаветы Петровны освящена в 1765 году и расположена на третьем этаже башни. Временем окончания ее отделки, по мнению исследователей, можно считать конец 1762 года. В интерьере сохранились подлинные лепные головки херувимов, пальмовые ветви             и цветочные композиции, а также уникальный, полностью сохранившийся наборный паркет Ф.-Б. Растрелли. На парусах свода под слоями побелки сохранилась живопись – в результате частичных расчисток обнаружены изображения св. Николая Чудотворца, апостола Иакова, св. Дмитрий Ростовского, св. Амвросия Медиоланского, Климента Римского, Петра Александрийского, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Милостивого и четырех московских святителей – Петра, Алексея, Ионы и Филиппа.  В церкви был установлен полотняный складной, по преданию, походный Петра I иконостас. Судя по расчисткам, косметические реставрационные работы проводились за всю историю существования церкви 2-3 раза, в том числе в 1888-1892 годах.  В советское время стены и живопись были побелены. 

Под ней, в среднем ярусе башни располагалась церковь св. Александра Невского при Александровском институте.

Церковь св. Александра Невского Воспитательного Общества Благородных девиц (юго-восточная, 1808 г.). Интерьер создан Джакомо Кваренги в ампирном стиле для Вдовьего дома (см. ниже).

Лютеранская церковь св. Марии (юго-западная,1867 г.) располагалась на втором этаже. До 1900 года была приписана к лютеранской церкви Св. Анны на Кирочной улице, затем стала самостоятельным храмом, в котором служил лютеранский священник Смольного института. В помещении над ней, на 3 этаже была «детская» Вдовьего дома.

Вдовий дом был открыт в 1803 благодаря императрице Марии Фёдоровне. Вначале он находился на Выборгской стороне,  а осенью 1809 года  переехал в корпуса бывшего Смольного монастыря и получил в свое распоряжение два его храма: церковь Захария и Елизаветы и церковь св. Екатерины.

В 1802-1803 годах архитектор Антонио Порта на фундаменте так и не осуществленной колокольни выстроил трехэтажный спальный корпус, замкнувший с запада крестообразный двор вокруг Воскресенского собора. Увеличение помещений Смольного института на этом не ограничилось: в 1806-1808 гг. по проекту архитектора Джакомо Кваренги с южной стороны ансамбля было выстроено здание Смольного Воспитательного (Николаевского) общества благородных девиц, объединенное со старыми корпусами переходом.

В 1832 году спальный корпус был разобран, и на его месте по проекту Василия Стасова спланирован парадный  проезд к собору, фланкированный двумя новыми трехэтажными флигелями.  В это же время под руководством Стасова была выполнена отделка интерьера собора, освящение которого состоялось только в 1835 году.

В октябре 1917 года Смольный институт во главе с его начальницей В.В. Голицыной переехал в Новочеркасск, где в феврале того же года состоялся его последний выпуск, а летом 1919 года покинул Россию и продолжил работу в Сербии.

Храм был закрыт решением Петросовета в 1923 году, долгие годы в здании размещался склад. В 1969 году собор передали музею истории Ленинграда. Корпуса бывшего монастыря занимали различные учреждения: бесплатное общежитие, драматический театр для рабочих Смольного района. Часть корпусов (в т.ч. церкви Захария и Елизаветы и св. Екатерины) занял архив Ленинградского обкома КПСС.

В 1920-х годах начались работы по благоустройству и приспособлению Смольного монастыря для новых нужд: проводились частичные перепланировки помещений и ремонты; печное отопление заменялось центральным.

В годы Великой Отечественной войны значительно пострадала юго-восточная часть корпусов, которые были восстановлены в 1946-1952 гг. (арх. И.Н. Бенуа).

В настоящее время в корпусах Смольного располагаются несколько организаций. Северные корпуса занимает Санкт-Петербургский государственный университет – здесь обучаются студенты-социологи, политологи и будущие специалисты по международным отношениям.

Использованы сведения из исторической справки генерального директора ЗАО "СПб-ПРОЕКТ" С.В. Самусенко.