?Вопрос-ответ
к списку

Новости RSS подписка

27
декабря
2017

Тайны отреставрированных залов Дворца Юсуповых

Поделиться:
Распечатать

Завершилась реставрация четырёх основных интерьеров Дворца Юсуповых на набережной реки Мойки, 94 – Музыкальной гостиной, Гостиной в стиле Генриха II, Кабинета князя и Зала Виги.

Реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Юсуповых» ведется с 2012 года за счет средств городского бюджета по поручению Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, а также за счет средств пользователя.

Всего за счет средств бюджета на реставрацию выделено более 500 млн. руб., из них в 2017 году – почти 220 млн. руб.

Сегодня вместе с петербургскими журналистами первыми осмотрели обновлённые интерьеры председатель КГИОП Сергей Макаров, директор учреждения культуры «Санкт-Петербургский Дворец культуры работников просвещения» Нина Кукурузова, заместитель директора учреждения культуры «Санкт-Петербургский Дворец культуры работников просвещения» по развитию и учетно-хранительской работе Наталия Панкрашкина, технический директор ООО «Возрождение Петербурга» Петр Щедрин.

«2017 год стал ударным для Юсуповского дворца. В августе мы открыли Дубовую столовую, к концу года завершили реставрацию лицевого фасада и четырех интерьеров с очень богатым убранством, - рассказал Сергей Макаров. – Работать было сложно, потому что дворец – живой организм, здесь безостановочно проводятся экскурсии, за год объект посещают более 400 тысяч человек. В ходе научной реставрации специалисты вернули интерьерам первозданный облик. В результате расчисток удалось установить первоначальный колер стен, восстановлена живопись, восполнены утраты декора».

Каждый отреставрированный зал дворца хранит немало тайн. Так, в Музыкальной гостиной находится действующий механический шкаф-орган (Вена, «Томас Гесс» 1830-е годы), фанерованный карельской березой с живописными вставками. Он не покидал гостиную во время реставрации, его бережно переставляли с места на место. В гостиной в стиле Генриха II картон-пьер в навершии камина имитирует мраморную резную поверхность. Искусная имитация скрывается также в Кабинете князя – лепной декор с падугами, декорированными провисающими цветочными гирляндами, разделан «под дерево». За одной из дверей дубового книжного шкафа находится тайник – сейф, где хранились ценные вещи семьи Юсуповых.

И за всем этим скрывается главная тайна – мастерство реставраторов. Работу специалистов отметила директор дворца Нина Кукурузова:

«Когда сегодня видишь отреставрированные интерьеры, то невольно понимаешь, насколько мастерство нынешних реставраторов достигло уровня прежних мастеров. Это очень радует. Реставраторы – удивительные люди. Они умеют увидеть в отдельном предмете нечто особенное, и когда какая-нибудь деталь возвращалась к нам после реставрации – мы просто диву давались! Я бы хотела поблагодарить Комитет по охране памятников, всех реставраторов, художников, позолотчиков – тех, кто так бережно отнесся к нашему Дворцу».

Уже на этой неделе, до Нового года, отреставрированные помещения смогут увидеть посетители музея.

В 2018 году по программе КГИОП запланирована реставрация оставшихся помещений личных покоев старого князя, парадного вестибюля дворца (выделяется 92,6 млн. руб.), а также реставрация фасадов и крыш 5 и 6 флигелей (39, 6 млн. руб.). Будет вестись разработка проектной документации на реставрацию дворовых флигелей (7,6 млн. руб.) и садового павильона (2.2 млн. руб.).

***

Всего за счет средств бюджета на реставрацию Дворца Юсуповых выделено более 500 млн. руб.

В 2012-2013 годах подрядной организацией ООО «Матис» выполнялась реставрация ограды на сумму 15,4 млн. руб.

Отреставрированы фасады и крыша Прачечного флигеля (2015 год, ЗАО «Петрос», 13,6 млн. руб.).

В период 2013-2015 годов выполнялась реставрация интерьеров Мавританской гостиной на общую сумму 66,8 млн. руб. Подрядная организация  - ООО «Профиль». Проведена полная замена инженерных сетей, отреставрированы уникальная отделка стен и потолка, мозаичные полы, ставни, фонтан и камин.

За счет средств пользователя  - учреждения культуры «Санкт-Петербургский дворец культуры работников просвещения» - в период 2013-2015 годов выполнялась реставрация и приспособление для современного использования Конюшенного флигеля.

В 2013 году подрядной организацией ООО «Геликон» выполнялись  работы по воссозданию деревянного резного иконостаса в помещении Домовой церкви  во имя Покрова Пресвятой Богородицы на сумму 3,3 млн. руб. Тем же подрядчиком в 2013-2015 годах выполнялись работы в интерьерах церкви на сумму 7,5 млн. руб., заказчиком работ выступал пользователь.

С 2015 года ООО «МАТИС» проводится благоустройство сада дворца. Выполнена вертикальная планировка территории с обеспечением поверхностного водоотвода, проведен комплекс мероприятий по защите и лечению старовозрастных деревьев и  посадке крупномерных деревьев  и кустарников, выполнено устройство набивного покрытия дорожек и площадок с применением гранитного отсева красного цвета. В 2015 году – 24,2 млн.  руб., в 2017 – 8,8 млн. руб.

В 2016 году завершены работы по реставрации Белоколонного зала: отреставрированы роспись стен и потолка, колонны, архитектурно-лепной декор, воссоздан исторический паркет (ЗАО «Петрос»). В 2015 году – 47, 3 млн. руб., в 2016  – 43, 3 млн. руб., реставрация полов  - 17,4 млн. руб.

В 2017 году ООО «Возрождение Петербурга» завершена реставрация Дубовой столовой, начатая в прошлом году.  В  2016 году – 43,6 млн. руб., в 2017 – 22 млн. руб.

Проводятся работы по реставрации лицевого фасада, выходящего на Мойку, северо-западного, северо-восточного, юго-западного фасадов, фасадов башни Дворца с шестью флигелями (ЗАО «Петрос») –  52,5 млн. руб.

В рекордные сроки (реставраторы ООО «Возрождение Петербурга» работали посменно, днем и ночью) проведена реставрация зала Виги и личных покоев старого князя: Кабинета, Музыкальной гостиной и Гостиной в стиле Генриха II:

- реставрация зала Виги (49,4 млн. руб.).

- реставрация Музыкальной гостиной (43 млн.  руб.)

- реставрация интерьеров Гостиной в стиле Генриха II (7,7 млн. руб.)

- реставрация интерьеров Кабинета князя (библиотеки) (39,3 млн. руб.)

Кроме того, разработана проектная документация на реставрацию флигелей (ЗАО «СПБ-ПРОЕКТ») – 3,6 млн. руб.

***

Зал Виги

1830-1840-е годы, арх. Бернар Симон

 Квадратный  в плане интерьер расположен на переходе из Стеклянного коридора в Танцевальный зал и Коронационный коридор. Центральную часть пола занимает круглая паркетная розетка из 5 ценных пород древесины (дуб, клен, эбеновое дерево, красное дерево, орех).

Стены оформлены колоннами  коринфского ордера. Выше по периметру стены проходит  профилированный  фриз из горизонтально уложенных листьев. Колоннам на стенах соответствуют лепные консоли падуги.                      

Прямой потолок обрамлен по периметру  лепным  профилированным валиком, центр занят живописным панно, остальная плоскость расписана в стиле гризайль. Круглое панно по центру потолка «Причисление Геркулеса к сонму богов» (художник Антонио Виги, 1830-е).

Арочные дверные проемы с дубовыми заполнениями, декоративными филенками и застекленным верхом отделяют гостиную Виги от Стеклянного коридора, Белоколонного зала и Коронационного коридора. Белые крашеные двери на северной стене ведут в Танцевальный зал. Двери на восточной стене закрывают нишу, в которой расположен уникальный музыкальный инструмент: механический оркестрион, изготовленный в 1901 году и имитирующий звучание большого симфонического оркестра, а двери на западной сиене – нишу с дополнительными валами оркестриона.             

    Последние реставрационные работы проводились в зале Виги более 20 лет назад. В процессе реставрации потолка, декорированного лепкой и росписью в стиле гризайль, и живописного плафона были выполнены работы по расчистке всей живописной поверхности от загрязнений (хлебным мякишем) и неисторических (ремонтных) записей. Максимально выявлен авторский рисунок и цвет гризайля, расчищены и отреставрированы ранее закрашенные детали (кисти рук путти, поддерживающих живописный плафон;  обводки орнамента и лепного венка).   От многослойных шпаклевок и покрасок был расчищен лепной поясок фриза, а так же многофигурные  композиции между капителями колонн. После выполнения расчисток настенных лепных розеток и филенок проявился  их сложный профиль. Послойные расчистки стен и колонн позволили определить историческое колористическое решение зала, и вручную подобрать сложный цвет покраски стен, колонн, лепного декора.

В связи с плохим состоянием полов в зале был полностью демонтирован паркет вместе с основанием, для усиления конструкции заведены металлические балки и связи. Отреставрированные паркетные плашки были уложены на усиленные щиты. Центральную розетку  и коврики в дверных проемах удалось полностью сохранить и отреставрировать, а обрамляющие розетку неисторические паркетные квадры были заменены на новые, выполненные из дуба. В процессе реставрации дубовым дверным заполнениям  был возвращен изначальный теплый дубовый тон. При реставрации подлинных  осветительных приборов (люстры-карсели и бра-карсели, т.е. для керосинового освещения) удалось воссоздать очаровательные фигурки путти, которые несколько десятилетий назад были утрачены.

Также были воссозданы по исторической иконографии три настенные полочки-консоли.

Гостиная Генриха  II

Середина XIX века, арх. Ипполит Монигетти

Гостиная оформлена по заказу князя Николая Борисовича Юсупова-младшего в стиле историзма, с элементами французского Возрождения XVI века. Кессонированный потолок с бликовкой золотом украшен  по центру лепной розеткой с растительным орнаментом.  Филенчатые панели нижней части стен выполнены  из грушевого дерева. На двустворчатых  дверях и ставнях окон - фанеровка грушевого дерева.  Паркетные полы - дубовые, выложенные квадрами.  Средистенный двухъярусный камин  облицован мрамором, агатом и ониксом и  украшен деталями из бронзы. Навершие камина из картон-пьера имитирует  мраморную резную поверхность.             

Последняя реставрация в интерьере была проведена в 2007 году.

Изначально предполагалось выполнить реставрацию отдельных элементов интерьера: паркетных полов, внутренних оконных и дверных заполнений, оконной и дверной фурнитуры,  камина и его навершия. В реставрации нуждались и вертикальные оконные откосы, декорированные  живописной разделкой «под дуб». Но в процессе выполнения этих работ был выявлен  исторический колер стен интерьера, что потребовало их полной перекраски.  Кроме того, на место вернулись выполненные по историческому аналогу три подоконные решетки из шпиатра.

Кабинет князя

Середина XIX века, арх. Ипполит Монигетти

Кабинет оформлен по заказу князя Николая Борисовича Юсупова-младшего и служил одновременно и рабочим кабинетом, и библиотекой.

В интерьер встроены двухъярусные дубовые книжные шкафы. За шкафом в западной стене находится потайная комната за металлической дверью. Выдвижная лесенка, скрытая в боковой части шкафа, ведет на второй ярус, огражденный легкой бронзовой балюстрадой. В застекленных витринах при владельцах были выставлены коллекции монет и медалей.

 На потолке расположен живописный плафон с падугами, декорированными лепными провисающими цветочными гирляндами. Лепной декор  разделан под дерево. Средистенный двухъярусный камин выполнен из яшмы. Надкаминная рама затянута  бархатом, лепное обрамление тонировано под дерево и завершено наверху разорванным фронтоном с монограммой «Н.Ю.» под короной в картуше. В раме над камином у Юсуповых было художественно представлено старинное  оружие. Три оконных заполнения  закрываются  изнутри складными дубовыми ставнями.

Комплексные реставрационные работы не проводились в интерьере  более 20 лет. В первую очередь был вскрыт участок ослабленных полов. Было  усилено не только основание полов, но металлической конструкцией «стянуты» кирпичные своды подвального помещения, находящегося под кабинетом.

В процессе реставрационных работ  от грязи и многослойных лаковых покрытий был расчищен живописный плафон, заделаны трещины и восполнены утраты живописного слоя. Вся поверхность живописного плафона укрыта специальным «полуматовым» реставрационным защитным слоем. Одновременно проводилось устранение многочисленных трещин и утрат лепного карниза падуги, имитирующего деревянную резьбу.

В результате послойных расчисток,  выполненных по всем стенам кабинета, удалось определить и воссоздать первоначальный цвет стен, который связал воедино все элементы убранства интерьера.

Реставраторы выполнили тщательную реставрацию подлинных дубовых книжных шкафов и нумизматических шкафчиков, балкона-антресоли, переложена разрушенная кирпичная кладка части стены за шкафом 2-ого яруса. Отреставрирована поверхность   «мясной яшмы»  камина и его металлическая топка, а после расчистки бархата в надкаминной раме выяснилось, что бархат имеет темно-зеленый, а не черный цвет.

В процессе работ проведена  реставрация внутренних оконных заполнений, в том числе бронзовой фурнитуры, деревянных ставен, подоконных дубовых  досок. На место вернулись выполненные по историческому аналогу подоконные радиаторные решетки из шпиатра.

Музыкальная гостиная

Середина XIX века, арх.  Ипполит Монигетти.

Оформлена по заказу князя Николая Борисовича Юсупова-младшего  в 1858-60 годах. Предназначалась для размещения коллекции музыкальных инструментов, в  которую входили скрипки Амати, Гварнери, Страдивари.

Художественное оформление интерьера выполнено с элементами итальянского Возрождения. Кессонированный потолок в технике картон-пьер декорирован лепным орнаментом с бликовкой золотом, по центру расположена живописная розетка (художник О. Руйи). Пилястры стен декорированы арабесковым золоченым орнаментом. На стенах расположены четыре зеркала в лепных золоченых рамах. Двери двустворчатые зеркальные. Три окна с мраморными подоконными досками и складными деревянными крашеными ставнями. Подоконные ниши закрыты решетками  резного дерева со сквозным орнаментом из шпиатра в виде трельяжной решетки с розетками, цветами и колосьями. В гостиной находится действующий механический шкаф-орган (Вена, «Томас Гесс» 1830-е годы), фанерованный карельской березой с живописными вставками.

Реставрация в  гостиной не проводились более 20 лет. Работы в интерьере начались с паркетных  полов, которые удалось  сохранить, проведя их укрепление  методом инъектирования клеевого состава.

После установки лесов была проведена расчистка от загрязнений хлебным мякишем живописного центрального плафончика, падуги с гризайлями и медальонами, кессонированного потолка.  В результате расчисток был  выявлен подлинный  розоватый тон обвязки кессонов. Полностью восстановлено золочение лепного декора кессонов (розеточек и цветочного орнамента). С поверхности живописи на падуге убрали  налет позднейшей  краски. Послойные расчистки стен и пилястр позволили вернуть им исторический колер: они были выкрашены изначально в три тона. Проведена щадящая реставрация позолоты лепного декора стен и пилястр (только точечно, в местах дефектов), а на нижних стеновых  панелях восстановлена историческая позолота.

Реставрация коснулась и внутренних оконных заполнений: приведены в должное состояние бронзовая фурнитура, деревянные ставни, подоконные мраморные доски. Отреставрированные подоконные радиаторные решетки из шпиатра изящного рисунка послужили образцом для воссоздания утраченных радиаторных решеток в соседних залах (Генриха II, Кабинет князя). Все время проведения реставрационных  работ в интерьере уникальный механический орган не покидал своего места, он был тщательно упакован и при необходимости его аккуратно перемещали на соседний участок.

Дубовая столовая

Зимний сад дворца, созданный архитектором Бернаром Симоном  в 1840-х годах, был переделан архитектором Александром Степановым в столовую, получившую  благодаря своей отделке новое название – Дубовая столовая.

Сооружая Парадную лестницу в доме Юсуповых, зодчий Андрей Михайлов сделал в каждой из боковых стен помещения по тройному окну,  т.к. окно в торцевой стене, обращенной в сторону парадного двора, не давало, по его мнению, достаточно света.

Наружные стены бывшего Зимнего сада были возведены заново из кирпича. Окно на Парадную лестницу было сохранено.

В резной отделке интерьера использованы растительные мотивы, гирлянды фруктов, изображения фантастических животных.

Потолочный плафон выполнен из дуба, тонированного под мореный, оформлен резными кессонами. В центре плафона – дубовая резная люстра (Россия, конец XIX века). В отделке верхнего яруса использованы изображения путти, поддерживающих гирлянды цветов и плодов, в отделке нижнего яруса – чередование рогов изобилия и крылатых женских фигур. Завершающая нижняя деталь люстры выполнена в виде виноградной лозы.

Пол наборного паркета из ценных пород древесины с геометрическим рисунком. В нишах под окнами в Парадный двор расположены радиаторы центрального отопления, закрытые решетками с дубовым обрамлением.

Простенки затянуты шелковыми штофами со слегка выделяющимся из плоскости орнаментом. В советское время они были заменены на штофы розового цвета. Сохранились четыре фрагмента ткани владельческого периода, при нынешней реставрации полотно было отреставрировано, удалены следы грязи и протечек, укреплены порванные и отстающие нити. Штоф советского периода заменен на специально изготовленный еще в конце 1990-х – начале 2000-х годов по заказу Дворца культуры работников просвещения на московской фабрике, на старинном деревянном станке.  Заказанная ткань дожидалась комплексной реставрации всего помещения, т.к. штоф невозможно было заменить без демонтажа дубового декора.

Выполнена реставрация дубовых стеновых панелей и плафона с восполнением утрат в историческом материале, реставрация люстры с ремонтом деформированных оконных коробок и рам, реставрация паркета, реставрация с элементами воссоздания элементов оконной фурнитуры, вентиляционных и радиаторных решеток. 

Фасады

Дворец Юсуповых входит во фронт застройки набережной реки Мойки и является одной из ее ярких доминант. История первоначальной застройки участка ведется с начала XVIII  века. В 1830 году участок вместе с постройками был приобретен князьями Юсуповыми. В этот период под руководством архитектора А.А. Михайлова  были проведены значительные перестройки, придавшие дворцу новый облик, выполненный  в характере классицизма. Здание дворца стало трехэтажным, с оштукатуренными кирпичными стенами, на облицованном гранитом цоколе. Пристроенный  к старому зданию с восточной стороны новый трехэтажный корпус получил самостоятельную архитектурную обработку. В уровне второго этажа по лицевому фасаду проходит мощный  венчающий карниз с фризом из пальметт. Центральная часть здания выделена ризалитом с шестиколонным портиком дорического ордера. Еще на утвержденном проекте фасада  А.М. Михайлова над мощным антаблементом, накрывающим центр фасада со стороны Мойки, предусматривалась декоративная балюстрада с классическим ограждением из тумб и балясин. По ширине эта балюстрада, охватывала всю центральную часть и два центральных ризалита, выступающие из глади стены на уровне 3-го этажа. Балюстрада  была повреждена во время блокады Ленинграда и после этого разобрана. Венчает центральную часть лицевого фасада аттик с лепным гербом князей Юсуповых. На кровле над лицевым фасадом устроена вентиляционная башня с металлическим навершием.

К настоящему времени отделка лицевых фасадов сохранилась, практически в том виде, как была задумана архитектором еще в 1830 году, кроме балюстрады над портиком. Однако состояние фасадов требовало проведения полномасштабных реставрационных работ: участки по всей плоскости  фасадов был поражены вертикальными трещинами силового характера. Фасады вентиляционной башни над кровлей лицевого флигеля  находились в неудовлетворительном состоянии и продолжали основательно  разрушаться. 

Первоначально была проведена заделка трещин в кирпичных стенах методом  инъекции спецраствором под давлением и вычинка кирпичной кладки, усиление кирпичных простенков между оконными проемами.  Затем были выполнены работы по реставрации штукатурной отделки, лепных деталей, в том числе княжеского герба на аттике и их окраске. Расчищен и  приведен в порядок гранит и известняк каменной облицовки цоколя. Отреставрированы  фасадные элементы из дерева и металла.

Особенно сложными и трудоемкими оказались работы по реставрации фасадов вентиляционной башни: пришлось демонтировать все лепные изделия, пронумеровать и отреставрировать в условиях мастерских. Затем с башни был снят весь штукатурный слой, войлочная  и  дощатая обшивки, установлены дополнительные горизонтальные обвязки и подкосы. Перебранный и проантисептированный войлок вновь закреплен на дощатую обшивку. После чего восстановлен штукатурный слой башни, установлены все снятые  лепные детали и выполнена окраска фасадов.

В ходе реставрации воссоздана разрушенная в блокаду историческая балюстрада над портиком дворца.

Сад Дворца Юсуповых

Садовая зона усадьбы на Мойке появилась еще в середине XVIII века. Она отмечена на усадебных планах во времена владения П.И. Шуваловым (1753 г.) и А.В. Браницкой (1829 г.). Детальный план сада относится к 1842году, когда земельным участком уже владели Юсуповы. Еще  100 лет назад на территории процветающей усадьбы располагались ухоженный  «итальянский» парк, изящный Садовый павильон, остекленная Оранжерея с изобилием цветов, растений и фруктов, фонтаны.  После национализации  в 1919 году сад  вскоре стал совершенно заброшенным: набивные дорожки износились, газоны  поросли сорняками. Старовозрастные дубы, липы, каштаны и клены без ухода стали погибать. Насыпная декоративная горка, так называемый  «Парнас», оползла и утратила свою историческую конфигурацию. В обиходе за садом закрепилось название «Солдатский», видимо, в связи с располагавшимся до недавнего  времени по соседству военным училищем.

С 2011 года при поддержке правительства Санкт-Петербурга начался процесс восстановления садовой зоны Дворца Юсуповых. К 2012 году была закончена реставрация металлической ограды усадьбы, отделяющей ее от улицы Декабристов. Эта ограда, состоящая из ажурных чугунных звеньев, была установлена в 40-ые годы XVIII века. В процессе работ была выполнена реставрация известнякового цоколя, металлических звеньев и воссозданы металлические ворота, бесследно исчезнувшие в 1980-х годах.             

В 2015-2017 годах по программе КГИОП  проведена реставрация усадебной территории, целью которой являлось максимально возможное ее приближение к историческому оригиналу. В процессе выполнения работ были откорректированы трассы садовых дорожек на основе исторических планов,  устроено набивное покрытие дорожек из гранитного отсева, вдоль всех дорожек установлены газонные ограждения, заменен газонный грунт, проведено лечение деревьев.

Были высажены новые деревья, кустарниковые и цветочные группы, засеяна газонная трава, снесены два тополя, находившиеся в угрожающем состоянии,  Вдоль западной границы усадебного участка установлены деревянные перголы и  высажен декоративный виноград. Реставрационные работы коснулись и пейзажной горки «Парнас»: было проведено укрепление скатов исторической пейзажной горки и основания лестницы, неисторические  бетонные ступени заменены на гранитные.

Кроме того, на  территории внутренних дворов была выполнена вертикальная планировка с устройством уклонов для отвода дождевой воды и  заменено асфальтовое покрытие.

Историческая справка

Первоначальная застройка будущего Дворца Юсуповых датируется серединой XIX века, находилась в распоряжении лейб-гвардии. В 1740-х дворец перешел графу И.П. Шувалову. Двухэтажное кирпичное здание по проекту архитектора Жан-Батиста Валлен-Деламота надстроено и расширено в 1760-х гг. От творения Валлен-Деламота сохранилась лишь высокая дворцовая ограда. Почти 33 года здание пустовало. В 1830 году Екатерина II подарила дворец А.В. Браницкой, которая в свою очередь продала дворец своей сестре Татьяне Васильевне – супруге  Николая Борисовича Юсупова. С этого времени дворец стали называть Юсуповским. Дом был записан на имя Бориса Николаевича Юсупова – единственного сына и наследника княжеской четы.

Коренная перестройка усадьбы, задуманная новыми владельцами, была поручена видному мастеру классицизма, «ректору архитектуры» Академии художеств Андрею Алексеевичу Михайлову (А.А. Михайлову-второму). Используя язык зрелых классических форм, зодчий капитально переоборудовал дворцовое здание, значительно увеличив его в размерах. Одноэтажные пристройки по сторонам прежнего здания были надстроены под общий карниз с главным корпусом. С восточной стороны архитектор пристроил трехэтажный корпус с проездной аркой по центральной оси, фасад которого, обращенный на набережную, получил самостоятельное архитектурное оформление. В бельэтаже нового корпуса архитектор разместил самый большой зал нового дворца – Банкетный, являющийся частью вновь организованной анфилады парадных помещений, куда вошли и залы над бывшими пристройками к главному зданию.

Дворовые флигели вдоль северной части восточной границы участка были реконструированы, надстроены и объединены с главным корпусом в целостное здание, уходящее вглубь усадьбы. В бельэтаже новой (юго-восточной) части здания А.А. Михайлов-второй расположил пять выставочных залов княжеской художественной галереи и домашний театр. Необычного великолепия архитектор достиг в создании интерьеров дворца. Особенно впечатляли две парадные анфилады бельэтажа, архитектурное и декоративное убранство которых было выдержано в стилистике торжественного русского ампира, а также главный вестибюль и парадная лестница, созданные А.А. Михайловым на месте прежнего сквозного проезда с набережной во внутренний двор. Работы продолжались вплоть до 1837 года. Тем временем величественные залы и нарядные гостиные наполнялись произведениями искусства, раритетами, предметами роскоши. Князь Борис Николаевич, превративший особняк на Мойке в свою столичную резиденцию, перевез сюда из подмосковного Архангельского большую часть художественного собрания своего отца.

В период с 1840 по 1917 год в здании прошли еще четыре крупные реконструкции, не считая более мелких переустройств и ремонтов. Среди авторов проектов – архитекторы Бернар де Симон (1816-1900), Ипполит Антонович Монигетти (1819-1878), Александр Александрович Степанов (1856-1913), Андрей Петрович Вайтенс (1878-1940), Андрей Яковлевич Белобородов (1886-1956). Созданные ими интерьеры характерны для эпохи историзма – эклектики: оформлены в стилистике неоренессанса, неорококо, неоклассицизма.

По проекту Б. де Симона зимние сады-оранжереи, устроенные  А.А. Михайловым по сторонам от выступающего во двор объема лестничной клетки, были перестроены в полноценные помещения: Дубовую гостиную с восточной стороны и Гобеленовую с западной.

И.А. Монигетти в конце 1850-х гг. внес существенные изменения в планировку и отделку помещений на так называемой «половине князя»: западной (правой от входа) части первого этажа дворца.

Наиболее принципиальным нововведением здесь было продолжение лицевой парадной анфилады вглубь участка с устройством нового объема – будущего Турецкого кабинета, окнами выходившего в восточный внутренний дворик, площадь которого при этом сократилась. Монигетти также изменил отделку театрального зала и главной лестницы: с классицистической на выполненную в характере необарокко.

А.А. Степанов во второй половине 1890-х гг. производил переоборудование системы отопления и вентиляции дворца (с устройством ныне существующей вентиляционной башенки на кровле главного корпуса) с внесением соответствующих изменений в интерьеры (ликвидация большой части печей и каминов).

Во втором этаже объема оранжереи в восточной части лицевого корпуса им была организована картинная галерея (с перебивкой проемов, заменой верхнего перекрытия, и т.п.); в Николаевском зале и Прециозе переделана система освещения (с устройством фонарей верхнего света). Степанов также внес изменения в интерьеры первого этажа дворца, частично перепланировав их и обогатив введением дополнительных декоративных деталей. Однако главной работой этого архитектора в Юсуповском дворце стала выполненная им в 1898-1899 гг. коренная перестройка домашнего театра. Зрительный зал и примыкающая к нему Буфетная, устроенная на месте еще одной михайловской оранжереи, получили современное оформление в стилистике неорококо.

В первой половине 1910-х гг. А.П. Вайтенс разработал проект перестройки дворца для молодой четы Юсуповых: Феликса и его супруги Ирины, княжны императорской крови (внучки Александра III). Вскоре по просьбе нового хозяина А.Я. Белобородов пригласил для росписи интерьеров молодых художников В.М. Конашевича, С.В. Чехонина, Н.А. Тырсу. Изменения затронули первый этаж восточной части главного здания дворца: на месте заложенной проездной арки был устроен вестибюль: переоформлены в духе неоклассицизма примыкающие с запада залы (до старого вестибюля); выходящий во двор объем расширен с устройством зимнего сада; перепланированы и переоформлены личные покои молодого князя и княгини Ирины.

С 1919 по 1925 гг. во дворце функционировал Музей дворянского быта (такого рода музеи были устроены в крупнейших частновладельческих дворцах и особняках Петербурга: Шереметевском, Шуваловском на Фонтанке, Строгановском и др.).

В 1925 году развернулась кампания по массовому изъятию художественных ценностей из бывших частных собраний. Живописные полотна и книжные раритеты, уникальная мраморная скульптура и художественная бронза, старинный хрусталь, коллекционный фарфор, драгоценная мебель, шпалеры, ковры изымались и передавались в различные организации. Шедевры, отобранные специальными государственными комиссиями, пополнили хранилища Эрмитажа и Русского музея. Другие художественные ценности, прежде составлявшие единые коллекции, беспорядочно распределялись по музеям разного, зачастую не художественного, профиля в Москве и Ленинграде.

В 1925 году дворец был передан «Дому культуры работников просвещения».

С началом блокады во дворце разместился эвакогоспиталь: в парадных залах и гостиных были установлены больничные койки и печки-буржуйки. Несколько бомб, попавших во дворец осенью 1941 года, причинили наибольший вред его интерьерам. Одна из них буквально «прошила» здание, разрушив кровлю, интерьер Зелёной гостиной, библиотеку и взорвалась в подвале дворца. От попаданий других снарядов пострадала художественная отделка Белоколонного зала, Домашнего театра, Мавританской гостиной, а возникший пожар уничтожил интерьер зала «Прециоза». Взрывы авиабомб в непосредственной близости от дворца повредили его стены и фундаменты.

Возрождение дворца началось уже в 1943 году: были проведены архитектурные обмеры и консервирование повреждённых объектов, а благодаря героическим усилиям сотрудников дворца восстанавливалось его освещение и отопление, вставлялись окна и отмывались от гари и копоти стены.

В 1946 году началась масштабная реставрация Юсуповского дворца, которую возглавляла Ирина Николаевна Бенуа.

В настоящее время пользователем Дворца Юсуповых является учреждения культуры «Санкт-Петербургский дворец культуры работников просвещения».