?Вопрос-ответ
к списку

Новости RSS подписка

24
января
2018

«Мечтаю снять леса со Спаса на Крови»: завершается первый этап реставрации шатра собора

Поделиться:
Распечатать

Сегодня вице-губернатору Санкт-Петербурга Игорю Албину представили ход работ по реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Собор Воскресения Христова (“Спас на Крови”).

В мероприятии приняли участие председатель КГИОП Сергей Макаров, начальник отдела имущественных отношений и капитального ремонта Комитета по культуре Санкт-Петербурга Эдуард Домашов, заместитель директора  по эксплуатации СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» Борис Подольский, начальник отдела реставрации СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» Геннадий Полунин, технический директор ООО «Возрождение Петербурга» Пётр Щедрин.

В июле 2017 года КГИОП на основании  согласованной проектной документации выдал разрешения на проведение первого этапа реставрации собора - реставрации центральной главы (шатра).

Стоимость данного этапа работ – 78 млн. руб. Финансирование - средства бюджета Санкт-Петербурга по программе Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Заказчик - СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».

Подрядная организация - ООО «Возрождение Петербурга».  

Виды работ – реставрация сохранившейся цветной керамической черепицы и воссоздание утраченной, восстановление эмалей, ремонт конструкций шатра.

Из-за аварийного состояния кровельного окрытия и угрозы намокания несущих кирпичных конструкций шатра произведена разборка черепицы от основания шатра до 14 ряда.

После демонтажа черепицы выявлено аварийное состояние кладки кокошников шатра и стальной обрешетки. К настоящему времени разработан  проект усиления конструкций кокошников в местах их крепления к шатру.

Реставраторы выполняют расчистку поверхностей эмали от пыли и копоти, укрепляют сохранившуюся эмаль. Подобран цвет тонировки эмали в соответствии с историческими аналогами.

В соответствии с проектом будут производиться консервационные мероприятия по закреплению отслаивающихся участков глазури и зон деструкции керамической черепицы. До наших дней сохранилось около 15% исторической глазурованной черепицы и эмалей. Утраченная керамическая черепица воссоздается в петербургской керамической мастерской.

При обследовании выявлены дефекты медной кровли, в том числе недостаточный вынос линейных отливов; крепление медного окрытия кокошников на стальные гвозди; утрата герметичности примыкания кровли   к фасаду; разрывы паяных оловянно-свинцовым припоем швов; разрывы меди, коррозия и утраты элементов крепежа.

Также в рамках первого этапа предусматривается реставрация металлической стропильной системы. Ведется расчистка и окраска металла, замена сгнивших опорных элементов, усиление стального каркаса.

Предполагается, что первый этап работ завершится к лету, но леса сразу разбирать не будут, так как дальше реставраторы перейдут к работам по реставрации фасада центрального шатра. По мере выполнения этапов работ леса будут выставлять и снимать частями, чтобы не закрывать здание целиком.

При условии дальнейшего финансирования предполагается продолжить реставрацию фасадов собора и крыши с куполами. По предварительным оценкам, работы могут быть выполнены до 2025 года, их стоимость составит около 250 млн. руб.

«Все, что делается сегодня на данном объекте - делается по самым высоким стандартам качества, - заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь  Албин. - Это касается культуры производства, это касается материалов и даже установки лесов.  Работы ведутся на высотных отметках в условиях неблагоприятной ветровой обстановки. Служба заказчика и профильный комитет, осуществляющий надзор за ходом работ, и подрядная организация задают высочайший стандарт культуры производства».

«Снизу собор воспринимается, как будто все прекрасно, - отметил председатель КГИОП Сергей Макаров. - На самом деле, черепица и конструктивные элементы, на которых она крепится, и детали декора, которые находятся на большой высоте,  частично уже пришли в  аварийное состояние. Гости фанзоны Чемпионата мира по футболу еще будут наблюдать леса. Но это та работа, при которой торопиться не следует. При научной реставрации требуется скрупулезное соблюдение всех технологий, и я уверен, что после того как собор предстанет обновленным, он будет долго нас радовать».

Предыдущий этап реставрации храма завершился в 1997 году.  В песне «Налетела грусть» Александра Розенбаума, вышедшей на пластинке в 1986 году, говорится о мечте ленинградцев скорее увидеть восстановленный памятник: «Хочу придать домам знакомый с детства вид. Мечтаю снять леса со Спаса на Крови». Сегодня специалисты заверяют, что современная научная реставрация пройдет быстрее, чем в советский период, но и торопиться тоже не следует, необходимо соблюдение всех методик.

***

Собор Воскресения Христова («Спас на Крови») является филиалом СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», действующим православным храмом и памятником федерального значения.

Возведен по указу императора Александра III в 1883-1907 годах по проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева) на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II.

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Это - собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI-XVII веков. Большое влияние на внешний облик Спаса на Крови оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал - кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Высота храма – 80 метров. В основе композиции компактный четверик, который увенчан пятиглавием, место центральной главы занимает шатёр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу. Часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть - эмалевое.

В основании восьмигранного шатра восемь продолговатых окон  с наличниками в форме кокошников. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью с разными рисунками.

В западной части собора находится колокольня, завершённая куполом. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

В 1971 году состоялась передача Спаса на Крови на баланс музея «Исаакиевский собор». К этому времени здание собора пришло в аварийное состояние. Только для его просушки потребовалось два года. В 1974 году были установлены строительные леса для обследования. На аварийной северо-восточной главе леса были установлены еще в 1950-х годах,  но работы из-за недостаточной подготовки и отсутствия финансирования не проводились.

Одной из проблем была реставрация эмалевого покрытия глав храма. Более 10 лет первые образцы легкоплавких стеклоэмалей проходили испытания (50 циклов), прежде чем были приняты к производству.

Со столь же большими трудностями реставраторы тогда же столкнулись при восстановлении глазурованной черепицы четырех цветов, которая покрывает центральный шатер, крыльца и апсиды. К тому времени сохранились лишь отдельные целые образцы черепицы.

 

Историческая справка

Собор Воскресения Христова («Спас на Крови») был сооружён как памятник царю-мученику Александру II на средства, собранные по всей России. Александр III пожелал, чтобы возводимый храм был выполнен в «русском стиле».

Строительство длилось 24 года, с 1883 по 1907 год. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. При строительстве храма применялись новейшие технологии, здание храма было полностью электрифицировано.

Пять из девяти глав покрыты разноцветной эмалью площадью 1000 м² - это было первым примером применения цветной эмали по красной меди в таких размерах и на выпуклой плоскости.

В 1908 году была освящена стоявшая рядом с храмом часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II. В настоящее время в рамках программы КГИОП проводится реставрация ажурной кованой ограды часовни-ризницы. Эта решетка в духе раннего модерна  - одна из самых красивых в Петербурге и составляет неотъемлемую часть архитектурного ансамбля Спаса на Крови.

Собор имел статус храма-памятника Александру II и не был приходским; он находился в ведении Министерства Императорского двора и содержался на средства Государственного казначейства, вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди. После  1917 года храм стал общедоступным.

30 октября 1930 года президиум ВЦИК постановил закрыть храм.

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение вопроса было перенесено. В справке о закрытых и неиспользуемых зданиях культа в 1933 году сообщалось: «Храм Воскресения на крови использовался временно под склад, постоянно использоваться не может ввиду того, что указанное здание подлежит сносу». В 1938 году вопрос о разборке был поставлен снова, и решение опять было положительным, планировалось сохранить и передать в фонды Эрмитажа и музея «Исаакиевский собор» лишь около 400 м² мозаик. Сносу собора помешало начало Великой Отечественной войны. В годы блокады Ленинграда в соборе размещали морг. После войны храм арендовал Малый оперный театр под склад декораций.

В 1956 году опять заговорили о сносе храма для спрямления автомобильной трассы вдоль набережной канала, но благодаря общественным протестам это удалось предотвратить.

В 1961 году верхолазы научно-производственных реставрационных мастерских обнаружили немецкий фугасный снаряд, застрявший   в перекрытии свода центрального купола. Это оказался 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Работы по его обезвреживанию проводили шесть человек, это была уникальная операция, потребовавшая от её участников не только мастерства, но и незаурядного мужества. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот.

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников (ГИОП), а 12 апреля 1971 года состоялась передача храма на баланс музея «Исаакиевский собор». К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

19 августа 1997 года, через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей. 23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В.А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В.М. Васнецов, Ф.С. Журавлёв, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, В.В. Беляев, Н.Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.