?Вопрос-ответ
к списку

Новости RSS подписка

23
мая
2018

Оценку ущерба от пожара в доме А.А. Половцова проведет независимая лицензированная организация

Поделиться:
Распечатать

На объекте культурного наследия федерального значения «Дом Половцова А.А. с дворовыми флигелями» на Большой Морской ул., д. 52, в помещениях которого сегодня произошло возгорание, проведена комиссия КГИОП, в настоящее время на объекте работают дознаватели МЧС.

Председатель КГИОП провел совещание на объекте и дал поручение в короткий срок провести оценку причиненного ущерба. «Это должна быть абсолютно независимая лицензированная организация, - подчеркнул Сергей Макаров. – Необходима объективная оценка».

В здании расположен Санкт-Петербургский Союз архитекторов. Комплексная реставрация интерьеров особняка проводится с 2012 года за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. В 2018 году по программе КГИОП было запланировано выполнение работ по реставрации бывших помещений Буфетной, Столовой и Портретной.

По предварительным данным, возгорание произошло в помещении кухни ресторана, которое не имеет исторической отделки и является смежным с бывшей Столовой на первом этаже.

Реставрационные работы в помещении Столовой еще не начались, были выставлены леса, которые прошли огнебиозащитную обработку и не повреждены в результате пожара, велась подготовка к расчистке мраморного пола.

В результате пожара частично пострадал интерьер Столовой. Полностью утрачена историческая отделка стен панно «кордовской» кожи в верхней части стен по периметру помещения. Панели орехового дерева в нижней части стен с рельефной резьбой, изготовленные в 1880-е годы по проекту архитектора Максимилиана Месмахера, в неудовлетворительном состоянии, однако, по визуальному осмотру, подлежат реставрации.

Благодаря пропитанной антипиреном перегородке между Столовой и Буфетной, выставленной на время проведения реставрации, пожар не смог распространиться в помещение Буфетной, оформленной в  характере «второго рококо».

 Пострадала отделка расположенного над Столовой небольшого помещения между Бронзовым залом и Дубовой гостиной, в котором в советское время была устроена кинобудка.

К счастью, пожар не нанес значительного ущерба отреставрированным ранее парадным залам второго этажа: частично обуглена резная дубовая отделка порталов Дубовой гостиной, затронут небольшой участок паркета Бронзового зала.

Вследствие пожара и распространения дыма местами наблюдаются следы копоти на стенах и полах в ближайших к очагу пожара помещениях: в Дубовой гостиной, Каминном холле и на Парадной лестнице.  

При тушении было задействовано семь единиц пожарной техники.

«Если бы не жильцы дома напротив, которые в седьмом часу утра заметили задымление, повреждения были бы значительней, - отметил Сергей Макаров. – Также огромная благодарность пожарным, которые оперативно потушили очаг возгорания и устранили воду, что очень важно для объекта культурного наследия: зачастую серьёзный ущерб памятнику наносит не столько огонь, сколько протечки в результате его тушения. Виновных установит Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу».

Необходимо проведение мероприятий по устранению последствий пожара – консервации пострадавших помещений, очистке от копоти специальными составами, которые будут подбираться индивидуально в зависимости от материала расчищаемой поверхности. Потребуется корректировка проекта реставрации Столовой с учетом нанесенных пожаром повреждений.

Пресс-секретарь КГИОП Ксения Черепанова, 710-41-17, press@kgiop.gov.spb.ru

***

На объекте культурного наследия федерального значения «Дом Половцова А.А. с дворовыми флигелями» по программе КГИОП за счет средств бюджета Санкт-Петербурга  в 2012-2013 годах проведена реставрация  дворовых фасадов и усиление фундаментов; в 2014 году – реставрация Парадной лестницы и Дубовой гостиной, полный комплекс работ по реставрации кровли с восстановлением первоначального облика световых фонарей; первый этап работ по реставрации Белого и Бронзового залов; в 2015 году -  продолжение реставрации Бронзового зала; в 2016 году – реставрация Белого зала, Парадной анфилады (Каминный холл, Зеленая гостиная, помещение с эркером, Малиновая и Музыкальная гостиные, Малая библиотека) и завершение Бронзового зала; в 2017  - реставрация интерьера Гардеробной, служебной лестницы и коридора, холла 1 этажа, разработка проектной документации на реставрацию интерьеров кабинета и бывших помещений женской части жилого первого этажа здания.

История особняка начинается  с середины XVIII века, когда на прямоугольном участке появляется небольшая постройка. Первым владельцем дома «в 12 покоев» был коллежский асессор Д.В. Бутурлин. В 1770-е годы дом принадлежал действительному тайному советнику графу – Гавриилу Ивановичу Головкину – внуку и полному тезке первого канцлера Российской империи.

В 1785-1804 годы, когда участок принадлежал генералу В.И. Левашову, дома, выходившие на Большую Морскую улицу и набережную реки Мойки, были надстроены вторым этажом. Хозяин часто отсутствовал по военным и дипломатическим делам, предоставляя свои апартаменты иностранным гостям Екатерины II.

В 1787 году здесь жил венесуэльский патриот Франсиско Миранда, один из руководителей борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке. В марте 1793 в доме останавливался граф д`Артуа, брат казненного короля Людовика XVI, впоследствии – французский король Карл Х.

В 1835 году дом купил князь Сергей Сергеевич Гагарин, гофмейстер, бывший директор императорских театров, при котором главный фасад дома приобрел существующий вид. Перестройка дома при С.С. Гагарине была одной из первых самостоятельных работ архитектора Александра Христофоровича Пеля, состоявшего помощником Огюста Монферрана на строительстве Исаакиевского собора.

В 1861 году барон Александр Людвигович Штиглиц - банкир и меценат, основатель Центрального училища технического рисования - приобрел дом в качестве приданого для своей приемной дочери Надежды ко дню ее свадьбы с молодым чиновником при Сенате – Александром Александровичем Половцовым.

Девочка была подброшена Штиглицам с запиской «крещена Надеждой Михайловной, июнь 1843 года». Девочке решено было дать фамилию Юнина – «рожденная в июне». Предполагали, что это была внебрачная дочь великого князя Михаила Павловича. В придворных кругах поговаривали, что сам император Николай I как-то лично осведомился у Штиглица о своей племяннице. Есть, правда, и другая версия: Надежда Михайловна была незаконнорожденной дочерью самого барона.

Деловые контакты, связанные с куплей-продажей особняка, сблизили князя Гагарина и  барона Штиглица. Оба мецената-коллекционера стремились к благотворительности. Именно Гагарин подал барону Штиглицу идею открыть Училище технического рисования, которое открылось в 1876 году. Гагарин возглавил в нем Художественный совет по премиям за наиболее интересные работы учеников и Совет по подбору коллекции редкостных изделий декоративно-прикладного искусства.

Александр Александрович Половцов (1832-1909) в 1883 году пожалован в статс-секретари к Александру III, назначен государственным секретарём и членом Комитета финансов. В июне 1892 года оставил должность государственного секретаря, до конца жизни оставался членом Государственного Совета и одновременно возглавлял Русское историческое общество, чьи заседания часто проходили в Дубовом зале. А. А. Половцов умер в 1909 году в возрасте 77 лет, на год пережив свою супругу. Оба они похоронены в фамильном склепе Штиглицев под Нарвой.

А.А. Половцов, будучи чрезвычайно общительным человеком и держал свой дом открытым для деловых и дружеских визитов. На обедах, танцевальных и музыкальных вечерах постоянно бывали сенаторы, министры, российские и иностранные дипломаты, общественные деятели, художники, писатели. Неоднократно гостем Половцова был И.С. Тургенев.

Оформление интерьеров Александр Александрович поручил архитектору Николаю Фёдоровичу Брюлло (сыну профессора Академии Художеств Ф.П. Брюлло), который двадцать пять лет проработал в особняке. За эти годы он полностью модернизировал отопительную, водопроводную и канализационную системы, а также существенно изменил внутреннюю планировку дома.

Дом постепенно наполнялся западноевропейской антикварной мебелью, росло собрание книг. Дубовая отделка библиотеки в стиле ренессанс была сделана во Флоренции и привезена оттуда архитектором Палацци. Тогда же был установлен мраморный камин, над фронтоном помещена бронзовая группа из двух женских фигур, олицетворяющих Науку и Искусство.

А.А. Половцов сам занимался закупкой в Париже обоев и драпировочных тканей.

Новый этап реконструкции особняка связан с творчеством признанного мастера отделки дворцовых интерьеров периода поздней эклектики, архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера, с которым А.А. половйцов познакомился в гостях у князя Гагарина. С 1887 по 1892 год, после смерти Н.Ф Брюлло, Месмахер стал третьим и последним создателем особняка Половцова. Бронзовый зал – целиком творение Месмахера. Он же окончательно завершил парадную лестницу и Белый зал, где создал необыкновенной красоты паркет.

У Половцовых было четверо детей – две дочери и два сына. Старшая - Анна Александровна – была замужем за князем Оболенским Александром Дмитриевичем. Надежда Александровна в 1883 году вышла замуж за графа А.А. Бобринского. Петр Александрович командовал Петроградским военным округом, а в 1917 году эмигрировал за границу. Александр Александрович Половцов (младший) эмигрировал с женой в Париж, где умер в 1944 году.

Александр Александрович Половцов-младший был офицером, членом Академии наук, Юридического общества при университете. Его свадьба с Софьей Владимировной Паниной в Белом зале в 1890 году ознаменовала собой торжественное открытие этого помещения. Посаженым отцом на этой свадьбе был сам император Александр III. Свой особняк на Большой Морской Половцов-младший не любил, считая «помпезную роскошь» залов старомодной. В 1913 году Александр Александрович передал дом сестре – Анне Александровне Оболенской (ур. Половцовой), а сам поселился на бывшей даче Штиглицев на Каменном острове.

Судьбы последних владельцев особняка сложились по-разному. А.А. Половцов-младший в 1918 году пешком перешел границу с Финляндией и вскоре поселился в Париже, где открыл антикварный магазин. В 1920-х Александр Александрович выпустил книгу «Сокровища России в руках большевиков». Скончался Половцов-младший в Париже в 1944 году. Его сестра А.А. Оболенская и ее муж Алексей Дмитриевич умерли в 1917 году. Их сын Петр Алексеевич Оболенский после двух с половиной десятков лет эмиграции благополучно вернулся в Москву, работал в Министерстве культуры, состоял членом Союза композиторов. Умер Петр Алексеевич в 1968 году в возрасте 79 лет в Москве. За три года до смерти П.А. Оболенский побывал в Ленинграде и осмотрел особняк. Петра Алексеевича особенно интересовала судьба ценнейших гобеленов – он надеялся разыскать их в фондах Эрмитажа. Оболенскому показали все имевшиеся в коллекции музея французские гобелены, но он не нашел среди них тех, что прежде висели в особняке Половцова.

В 1916 году особняк купил сахарозаводчик и фабрикант К.И. Ярошинский – один из членов Общества возрождения художественной Руси. 21 октября 1916 года новый владелец устроил в доме на Большой Морской благотворительный вечер для членов Общества. В Бронзовом зале читали свои стихи Сергей Есенин и Николай Клюев. Поэты были одеты в кафтаны, сшитые по рисункам В.М. Васнецова.

После революции 1917 года особняк Половцовых профсоюзной школой. В 1934 году здесь разместилось Ленинградское отделение Союза архитекторов, ныне – Санкт-Петербургский Союз архитекторов.