?Вопрос-ответ
к списку

Новости RSS подписка

29
августа
2018

Подлинный деревянный ангел церкви Святой Екатерины будет доступен для обозрения в Смольном соборе

Поделиться:
Распечатать

Подлинная 207-летняя деревянная скульптура ангела с купола церкви Святой Великомученицы Екатерины на Кадетской линии сегодня была перевезена из реставрационной мастерской для экспонирования в помещении Смольного собора.

В мероприятии приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, вице-губернатор Санкт-Петербурга Константин Серов, председатель КГИОП Сергей Макаров, настоятель собора Воскресения Словущего (Смольного собора) протоиерей Петр (Мухин), генеральный директор ООО «Реставрационная Мастерская «Наследие» Юрий Щедров.

 «Исторической скульптуре почти 207 лет, - отметил Сергей Макаров. - Реставрационный совет принял решение о невозможности ее дальнейшего пребывания на открытом воздухе, и в декабре прошлого года точная копия ангела была установлена на купол храма Святой Великомученицы Екатерины на Васильевском острове.  Тогда возник вопрос – что делать с подлинным ангелом, который по праву считается уникальным творением петербургских скульпторов.

Мы со специалистами долго дискутировали о том, где разместить скульптуру, чтобы были обеспечены необходимые условия и при этом ангел был доступен для всеобщего обозрения. По счастливому стечению обстоятельств нам с отцом Петром пришла мысль поставить его в Смольном соборе. У настоятеля есть идея наполнять собор музейными экспонатами, посвященными истории православия в Санкт-Петербурге».

Настоятель Смольного собора отец Петр подтвердил, что в настоящее время ведётся поиск экспонатов, которые имеют отношение к истории Смольного собора, Смольного института благородных девиц, православия России в целом. В этом поиске собор взаимодействует с Институтом истории Санкт-Петербургского государственного университета, Государственным музеем истории религии, Русским музеем. 

«Это очень хорошо, что ангел приходит в наш храм как начало экспозиции, которая, мы надеемся, будет очень интересной и значимой для истории и культуры Санкт-Петербурга, - подчеркнул отец Петр. - Конечно, подобные события вызывают большой интерес среди паломников и гостей города. И не случайно соединение небесного благословения с нашими земными желаниями творить великое являет собой Санкт-Петербург. Символ Петербурга – ангел. Это ангел на шпиле Петропавловской крепости. Это ангелы, которые благословляют и примиряют небо и землю на многих великих архитектурных шедеврах нашего города. Ангел, безусловно, будет доступен всегда и открыт для посещения каждый день. Таким образом, все горожане смогут обрести его благословение.

Это ангел, который видел наш город и все события, происходившие в нём, на протяжении двух веков. И, конечно, та жизнь, которая в этом ангеле существует, делает ангела настоящим. Он являет собой призвание к добродетели, к великим свершениям».

Точная копия ангела с воссозданным крестом была установлена на купол церкви Святой Великомученицы Екатерины 2 декабря 2017 года.

Историческая скульптура ангела вырезана из дерева, с металлическим каркасом, обшита листовым свинцом, окрашена масляной краской в светло-серый цвет. Деревянная основа является составной, детали закреплены с помощью деревянных нагелей. Каркас выполнен из чёрного металла, представляет собой металлические полосы. Крылья сзади закреплены с помощью металлических растяжек, закреплённых к каркасу скульптуры. Свинцовое окрытие выколотное, рисунок на свинце повторяет рисунок, вырезанный на деревянной основе.

Ангел стоит на одной опорной левой ноге, вторая, правая нога полусогнута в колене, опирается на основание лишь носком. Основанием служит позолоченный медный шар (яблоко). Правая рука ангела поднята, согнута в локте для поддержания креста за вертикальную стойку. После революции атеисты, вскарабкавшись на купол храма, вырвали из рук ангела крест и отправили на переплавку, скульптуру вымазали черной краской.

Юрий Щедров рассказал, что в реставрационную мастерскую ангел поступил в очень плохом состоянии: «Мы выполняли реставрационно-консервационные мероприятия как по внутреннему металлическому каркасу, так и по самой древесине, и по свинцовой обшивке. Проводились восполнения утрат на шее, крыле, ступне, части руки. Выполнялись расчистки от биопоражений и коррозии. Скульптура законсервирована именно в том состоянии, в котором дошла до наших дней. В Смольном соборе для скульптуры будет обеспечен необходимый постоянный температурно-влажностный режим».

Реставрация церкви Святой Екатерины началась в 2004 году, и скульптуру, пришедшее в аварийное состояние, демонтировали. Чтобы предотвратить её окончательное разрушение, были сделаны скрепы, тело ангела обвито тросами, крылья скреплены растяжками.

В 2017 году по программе КГИОП выполнены работы по консервации исторической скульптуры. Работы проведены ООО «Реставрационная Мастерская «Наследие».

За всё время существования (более 200 лет) известно только о реставрационных работах в 1950-х годах. Древесина, составляющая тело скульптуры, в некоторых местах –   голове, шее, кистях рук и части левой ноги – сильно прогнила. В шее и внутри головы часть древесины превратилась в пыль. Деструктированное дерево удалось частично пропитать укрепляющими составами. Недостающие фрагменты скульптуры – часть лба в правой стороне, локоны, нижняя часть лица с подбородком и нижней губой, часть носа и часть колена – были  дополнены из дерева. Скульптуру окрасили в светло-серый цвет масляной краской.

Реставрация церкви Святой Екатерины в 2018 году продолжается. По программе КГИОП выполняются работы по реставрации колокольни: воссоздание лестниц, замена колокольных балок, внутренняя часть.

В Смольном соборе в 2018 году продолжаются работы по реставрации интерьеров северного придела храма, интерьеров в зоне солеи северного придела, а также реставрация интерьеров западной части собора.

 «В настоящее время город продолжает реставрацию обоих храмов, - рассказал Сергей Макаров. - Храм Святой Екатерины мы оставлять не собираемся. Там очень много проблем, связанных с тем, что серьёзные конструктивные изменения произошли в советское время, и храм быстро не отреставрировать.

Губернатор Георгий Сергеевич Полтавченко уделяет большое внимание реставрации храмов – объектов культурного наследия, которые являются визитной карточкой Санкт-Петербурга. Город очень щедро финансирует работы в храмах разных конфессий. За последний год мы профинансировали реставрацию религиозных объектов на сумму около 1,5 миллиардов рублей. Практически ни в одном городе нашей страны нет таких объемов финансирования».

***

С середины XVIII века на месте между Кадетской линией и Тучковым переулком у Тучкова моста стояла полотняная (переносная) Троицкая церковь Кабардинского 80-го пехотного полка, потом её сменила деревянная Никольская, перенесенная с Гаванского поля (так называлось место, где сейчас располагается Дворец культуры им. С.М. Кирова) и принадлежавшая Астраханскому 8-му драгунскому полку.

В 1760-е годы храм перешёл в ведение Кексгольмского пехотного полка и был переосвящен во имя Святой Екатерины. Из походного храма полка сюда были перенесены ризница и утварь. В 1782 году деревянная Екатерининская церковь стала «оспенною», предназначавшейся для заболевших оспой или корью.

В 1809 году эта церковь сгорела дотла. При пожаре удалось спасти лишь храмовый образ великомученицы Екатерины. 26 сентября 1811 года по проекту профессора Императорской Академии Художеств А. А. Михайлова 2-го была заложена каменная церковь «в греческом вкусе».

Строительство началось в следующем году при участии арх. С. Л. Шустова и велось на пожертвования местных купцов, в основном И.В. Кусова и И.В. Водорезова. Началась забивка свай под фундаменты (всего было забито около трех тысяч свай). Фундамент церкви был сооружен из точеного гранита, а само здание складывали из обожженного кирпича, переложенного через пять рядов плитою. Все связи делались из железа.

В общей сложности строительство продолжалось 12 лет в связи с начавшейся вскоре Отечественной войны 1812 года, когда резко сократился приток пожертвований. Храм освятили 23 ноября 1823 года. Чин совершил епископ Ревельский Григорий.

В основании своем церковь имела вид равноконечного греческого креста, увенчанного большим одноглавым куполом на высоком барабане. Барабан декорирован 24-мя колоннами. Купол храма обили белым листовым железом, а остальную кровлю покрыли черным железом и покрасили масляной краской. На куполе была установлена скульптура ангела. Его вырезал из дерева охтянин Гусев, скульптор — И. П. Прокофьев. Сверху ангел был обит листовым свинцом и окрашен в светло-серый цвет. В руках «екатерининского» ангела находился медный, вызолоченный через огонь, крест.

Колокола сначала висели на деревянной звоннице. В 1859-1862 гг. по проекту Н. Бонштедта была возведена каменная колокольня высотой 27 саженей (57,6м). В следующие четыре года академик Ф. И. Нестеров выстроил трапезную, ограду со сторожкой и часовню, где находился образ св. Екатерины, спасенный при пожаре первоначальной церкви. Между ними установлена железная решетка с двумя воротами. В одноярусный иконостас с крестообразными Царскими вратами были помещены иконы, написанные Ф. П. Брюлловым, Г. И. Угрюмовым. Используя картоны К. П. Брюллова для Преображенской церкви, А. З. Ледаков в 1872 г. написал на парусах новые изображения евангелистов, а в 1890-е гг. снаружи на алтарной стене был помещен образ св. Екатерины, перед которым горела неугасимая лампада.

В приходе храма находилась биржа, и каждая биржевая артель имела в храме свой образ.

В 1876 г. при церкви было организовано Приходское Благотворительное Общество, в котором состоял знаменитый петербургский купец Елисеев.

После революции церковь отдали обновленцам, а в марте 1936 года закрыли. Последний настоятель протоиерей Михаил Яворский скончался в 1937 году в концлагере. Атеисты, вскарабкавшись на купол храма, вырвали из его рук крест и отправили его на переплавку, ангела вымазали черной краской.

С 1936 по 1953 год здание храма почти не использовалось. В июне 1942 года в часовню при церкви попали снаряды.

В 1953 году здание передали Всероссийскому нефтяному научно-исследовательскому геологоразведочному институту (ВНИГРИ) под лабораторный корпус. Интерьерам памятника был нанесен серьезный ущерб. В капитальные стены врезали бетонные перекрытия, сделав церковь четырехэтажной, а центральную часть храма под куполом, огородили стеклянным «аквариумом», который служил коллектором для вентиляционных выбросов химических лабораторий. Разрушенная в войну часовня была реконструирована под трансформаторную подстанцию.

В марте 1996 года церковь возвратили верующим.

История храма была связана с именами известных деятелей науки и культуры XIX - XX веков, ее прихожанами были: химики Д.И. Менделеев и Н.А. Меншуткин; астроном С.П. Глазенап; физик Д.С. Рождественский; архитекторы И.И. Фомин и А.В. Щусев; композитор П.И. Чайковский; изобретатель радио А.С. Попов; художники Н.А. Бруни, В.П. Верещагин, А.И. Куинджи, А.А. и В.А. Маковские, И.И. Шишкин; физиолог И.П. Павлов, поэты А.А. Ахматова и Н.С. Гумилев и др.