?Вопрос-ответ

Федор Лидваль. К 150-летию архитектора

Поделиться:
Распечатать

Федор Иванович Лидваль родился в 1870 г. в шведской семье, которая в середине XIX столетия поселилась в Петербурге. Образование будущий архитектор получил сначала в училище им. барона Штиглица, а затем в Академии художеств – в мастерской Л.Н. Бенуа. Блестящее образование, талант и творческий потенциал позволили архитектору за двадцать лет работы построить в Петербурге несколько десятков зданий, которые оставили яркий след в облике города.

Одна из главных черт творчества Лидваля – пристальное внимание к деталям. Эта особенность нашла выражение в незаурядных декоративных элементах и разнообразии архитектурных элементов.

В первых работах архитектор сочетал классические приемы с новыми мотивами и формами. Главная тема – доходный дом, один из наиболее распространенных типов здания в начале ХХ века. Первой крупной работой архитектора стал доходный дом его матери, Иды Амалии Лидваль (Каменноостровский пр., 1–3/ Малая Посадская ул., 5). Здание представляет собой сложную пластическую систему, включающую различные архитектурные элементы – эркеры, балконы, фронтоны, террасы, проемы с разными очертаниями.

    

Дом Лидваль. Фрагменты

 

 

Еще один доходный дом расположен на Каменноостровском проспекте, он построен архитектором по заказу А.Ф. Циммермана (Каменноостровский пр., 61). В этом выразительном здании лаконичность форм сочетается с живописностью композиции, достигнутой благодаря сочетанию светлой штукатурки и глазурованной плитки.

  

 

 

  

 Дом Циммермана, Григорьев В.А., 1990

 

Также визитной карточкой архитектора стали доходный дом М.П. Толстого (наб. р. Фонтанки, 54) и Э.Л. Нобеля (Лесной пр., 19).

Доходный дом Толстого – большой шестиэтажным жилой комплекс, занимающий длинный и узкий участок между улицей Рубинштейна и набережной реки Фонтанки. Архитектура дома сдержанна: декор практически отсутствует, но и здесь архитектор остался верен себе и украсил фасад тройными арками ренессансного типа.

  
Дом Толстого. Фасад со стороны Фонтанки. А. Григорьев. 1971

 

 

     

Дом Толстого. Внутренний двор. Вид на арку. А. Григорьев. 1979

   

Дом Толстого. Фрагменты фасада. А. Григорьев. 1979

Похожие приемы архитектор использовал, создавая дом шведского промышленника Нобеля на Лесном проспекте.  Здесь лаконичный декор главным образом подчеркивает структуру фасада: сводчатый проезд поддерживают пять пар гранитных колонн, над ними лоджии и мансардный этаж, а над главным входом другая примечательная деталь – купол с башенкой.

  

Дом Нобеля. Фасад. А.А. Григорьев. 1971

      

Дом Нобеля. Архитектурное оформление входной двери. Сводчатый проезд. В. А. Григорьев. 1986

 

 

Федор Лидваль активно работал в центре Петербурга. В 1904–1905 гг. он возвел одновременно два сооружения на Большой и Малой Конюшенных улицах – здание доходного дома Лютеранско-евангелической церкви Святой Екатерины (Малая Конюшенная ул., 3) и доходный дом Н.А. Мельцера (Большая Конюшенная ул., 19).

 

   

Доходный дом Шведской церкви. С. Шмидт, 1995

   

Доходный дом Шведской церкви. Екатерининский концертный зал. С. Шмидт, 1995

 

 

   

Дом Н.А. Мельцера. В.Ф. Егоровский. 1997 

 

В эти годы Лидваль создает на Васильевском острове дом Ю.П. Коллана (В.О., Большой пр., 92) – незаурядное сооружение, отличающееся особой сдержанностью и строгостью. Массивные плоскости темных стен оживляет светлый орнамент, окна расположены в одной плоскости со стеной – характерные черты скандинавского зодчества.

В последующие годы архитектор обращается к классике и создает парадные монументальные объекты – здание Второго общества взаимного кредита (Садовая ул., 34) и Азовско-Донской коммерческий банк (Большая Морская ул., 3-5). Первое сооружение отличается графичностью, а ордерные элементы придают фасаду торжественность.

                                                                    

                    Здание Второго Общества взаимного кредита. Главный фасад. А.А. Григорьев. 1948

 

 

Здание банка характеризует пластическое разнообразие и элегантность, элементы стиля «модерн» сочетаются в нем с мотивами классики – колоннами, пилястрами и скульптурным декором.

                                                                  

                                                          Азовско-Донской банк.Фасад. А. Григорьев. 1971

Азовско-Донской банк. Интерьер. А. Григорьев. 1970

Азовско-Донской банк. Фрагмент фасада. А. Григорьев. 1974

Азовско-Донской банк. Фрагмент фасада.
А. Григорьев. 1974

Азовско-Донской банк. Фрагмент фасада.
А. Григорьев. 1974

Федор Лидваль также является автором одной из самых известных гостиниц Петербурга – Астории (Большая Морская ул., 39). Сдержанный и строгий облицованный гранитом фасад украшают скульптурные маски. 

   

Гостиница Астория. Фасад. А. Григорьев. 1970

      

Гостиница Астория. Фасад. В.Ф. Егоровский. 1997

Гостиница Астория. Фрагмент фасада.
А. Григорьев. 1974

                 

Гостиница Астория. Фрагмент фасада.
А. Григорьев. 1974

Гостиница Астория. Фрагмент фасада. А. Григорьев. 1974

                 

Гостиница Астория. Фрагмент фасада. В.Ф. Егоровский. 1997

Произведения Федора Лидваля и мастеров его круга определили направление и высокий уровень петербургской архитектуры начала XX века. В конце 1918 г. зодчий переехал в Стокгольм. В Швеции он продолжил работать, однако наиболее продуктивный период творчества пришелся на годы жизни в Петербурге. Скончался Федор Иванович Лидваль в 1945 году в Стокгольме.

 

При подготовке публикации использованы материалы сборника Зодчие Санкт-Петербурга XIX- начало XX века.

 

*Зодчие Санкт-Петербурга XIX- начало XX века : 300 лет Санкт-Петербургу, 1703-2003 / [Сост. В. Г. Исаченко]. - СПб.:Лениздат, 1998. –– 1068 с.