?Вопрос-ответ

Франческо Бартоломео Растрелли

Поделиться:
Распечатать

Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году во Франции. Впервые он увидел Петербург 24 марта 1716 года, когда приехал сюда с отцом — Карло Бартоломео Растрелли.

Карло Бартоломео Растрелли стал одним из многих приглашенных тогда в Россию художников. В 1715 году он подписал официальный договор о работе, в котором говорилось: «Растрелли обязуется ехать в Россию с сыном и учеником своим и работать три года во всех художествах и ремеслах…».

Семье Растрелли предоставили небольшой деревянный одноэтажный дом во Французской слободе на Васильевском острове. Здесь жили итальянцы, французы, швейцарцы, преимущественно архитекторы, скульпторы, лепщики и живописцы. Здесь и начали Карло Бартоломео и Франческо Бартоломео Растрелли свою первую работу в России: планировку Верхнего и Нижнего парков в Стрелиной мызе (ныне — Стрельна).

Молодой Растрелли быстро освоил русский язык и свободно объяснялся со строителями, часто выступая в роли переводчика-«толмача». Первым его значительным самостоятельным сооружением стал дворец князя Дмитрия Константиновича Кантемира. У Растрелли тогда ещё не выработался свой творческий почерк, но это сооружение свидетельствует и о поисках молодого архитектора, и о его стремлении найти новые выразительные средства.

После смерти Петра I в 1725 году все строительные работы в Санкт-Петербурге были приостановлены. В это время Франческо Растрелли едет в Италию и Францию для продолжения образования и изучения архитектуры этих стран. В 1730 году Растрелли возвращается в Россию. В том же году императрица Анна Иоанновна поручила архитектору возведение Летнего дворца в Летнем саду. С этого момента Франческо Бартоломео Растрелли становится обер-архитектором — первым архитектором императорского двора.

В 1731 году императрица поручила Растрелли построить в Петербурге новый Зимний дворец — уже третий по счёту. Архитектор впервые создавал столь грандиозное сооружение. В кратком описании дворца Растрелли отметил, что создал в нём «сто тридцать восемь апартаментов; кроме Большого зала и Галереи, которая была украшена зеркалами и лепным орнаментом, всё было покрыто полированным золотом». Работы были завершены в 1735 году и третий Зимний дворец стал новой резиденцией императрицы. Третий Зимний дворец стал крупнейшим сооружением Петербурга.

Новый период творчества Растрелли — 1730-е-1750-е годы. Именно в это время он становится наиболее ярким выразителем стиля барокко периода его расцвета в архитектуре России.

В 1744 году Растрелли получил один из самых значительных заказов двора. Императрица Елизавета Петровна решила построить на берегу Невы, вдали от города, монастырь, в котором должны были воспитываться девушки из аристократических семей. Его первоначальное официальное название — Воскресенский Новодевичий монастырь, впоследствии — Смольный монастырь. Растрелли работал над проектом с 1744 по 1748 годы. Смольный монастырь — один из замечательных памятников барокко периода его расцвета. Все особенности и характерные черты стиля проявились здесь. Ансамбль производит впечатление легкости, нарядности, праздничности. Поражают мастерство архитектора, его невероятная изобретательность в поисках разнообразных декоративных форм. Он блестяще нашел масштаб сооружений, отличающихся совершенством пропорций, создал четкий и ясный план, живописный силуэт, интересную композицию, достиг полного соответствия декоративных деталей и конструкций зданий, всей композиции в целом.

Одновременно со Смольным монастырем Растрелли построил Андреевскую церковь в Киеве, одно из совершеннейших своих сооружений.  В обликах Андреевской церкви и Смольного собора много общего: композиция, пропорции, пятиглавие и цветовое решение.

Несколько лет Растрелли работал в Петергофе. Здесь архитектору поручают разработать проект перестройки Большого Петергофского дворца. Совершенствуя проект, Растрелли сохраняет основные стилевые черты архитектуры начала XVIII века, но при этом обогащает композиционное решение, применяя купольные завершения церкви и симметрично расположенного «корпуса под гербом», делает более выразительным силуэт дворца. Логичность построения, гармония, симметрия, четкость плана и лаконичность архитектурных форм — вот отличительные черты этого сооружения Растрелли. Окончательный вариант проекта утвердили в 1747 году.

Все основные работы по перестройке Большого Петергофского дворца Растрелли завершил летом 1750 года. Архитектор увеличил размеры дворца, подчеркнул его главенство во всей дворцово-парковой  композиции.

В 1744 году Франческо Бартоломео Растрелли занимался разработкой проекта убранства интерьеров Аничкова дворца, возведение которого началось летом 1741 года по проекту архитектора М. Г. Земцова.

В период с 1749 по 1758 годы по проекту Франческо Растрелли велось строительство дворца для графа М. И. Воронцова на Садовой улице.  Интерьеры дворца отличались необыкновенной пышностью, в них были широко использованы лепка, золоченая резьба. С 1754 по 1755 по проекту Растрелли был возведен дворец для Строгановых, расположенный на пересечении Невской перспективы и набережной Мойки.

В 1757 году был утверждён проект нового Гостиного двора, разработанный Франческо Растрелли. Однако работы по этому проекту так и не были начаты. Лишь в 1761 году строительство началось по проекту Ж. Б. Деламонта, который сохранил найденное Растрелли композиционное решение, но изменил фасады.

Первой работой Растрелли в Царском Селе стали проекты водного пути из Невы и водоснабжения. С 1748 года он возглавил работы по возведению Большого Царскосельского дворца. Талант зодчего особенно ярко проявился в интерьерах дворца. Совершенно удивительной была Янтарная комната. О ней Растрелли подробно пишет в своем описании: «Там имеется большая комната, отделанная великолепной работой в янтаре, выполненная в Берлине и подаренная королем Пруссии императору Петру Великому… комната, целиком покрытая белым и желтым янтарем, где все простенки обрамлены карнизами и украшены барельефами, фестонами и другими скульптурными работами того же материала. Между панно я применил зеркальные пилястры  с украшениями  из золоченой бронзы».

Первая Янтарная комната была создана Растрелли  в третьем  Зимнем дворце, там она просуществовала десять лет.

Когда велось строительство нового Зимнего дворца, в 1755 году императрица Елизавета Петровна приказала сделать Янтарный кабинет в Большом Царскосельском дворце и распорядилась «чрез обер-архитектора… из Зимнего дома Ентарный кабинет чрез обрабатывавшего оной ентарного мастера Мартелли, бережно собрав в ящики, солдатами на руках перенести осторожно, приказав мастеру при том быть безотлучно, по перенесении в Царское Село, оным опять убрать покой, который для сего назначен будет».

В 1755 году «по разобрании всех янтарных плиток… убирали янтарем назначенный для сего покой». Вскоре привезли из Петербурга  и  необходимые  зеркала. Учитывая большие размеры новой комнаты, на стенах выше карниза Растрелли предложил применить живопись «под вид янтаря», так как янтаря не хватило.

По завершении всех работ родился еще один шедевр Растрелли. Нигде в мире, ни в одном из дворцов ничего подобного нет и никогда не было, янтарная комната была уникальной. Входя в нее, каждый останавливался как завороженный: комната словно светилась каким-то особым внутренним светом. Вечером ярко горели свечи, их пламя, колеблясь и отражаясь в зеркальных пилястрах, бликами светилось  на пластинках  янтаря.

Дворец — композиционный центр огромного Царскосельского ансамбля. Одновременно с дворцом Растрелли продолжал возведение парковых павильонов — Эрмитажа, Монбижу, Грота и Катальной горки.

В 1754 году по проекту Франческо Растрелли начато строительство самого грандиозного его сооружения — четвёртого Зимнего дворца. Все работы были завершены в 1762 году, в том же году за постройку Зимнего дворца Растрелли был награждён орденом св. Анны и чином генерал-майора.

 

 

 

 

 

 

 

 

* Источник текста: Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. — СПб.: Лениздат, 1997. — З-78 1021 с., ил.