?Вопрос-ответ
Версия для слабовидящих Вернуться на обычную версию

Гавриил Васильевич Барановский

Поделиться:
Распечатать

Портрет.jpgБарановский Гавриил Васильевич – выдающийся петербургский архитектор, издатель, теоретик архитектуры.

Г.В. Барановский родился в Одессе 1860 году в семье коллежского секретаря В.И. Барановского. В 1880 году он окончил Одесское реальное училище и уехал в Санкт‑Петербург, где стал вольнослушателем Императорской академии художеств. Позднее Г. В. Барановский поступил в Строительное училище, преобразованное вскоре в Институт гражданских инженеров. Окончив его в 1885 году с серебряной медалью за лучший архитектурный проект и получив звание гражданского инженера, зодчий поступил на работу в Техническо-Строительный Комитет Министерства внутренних дел.

В 1887 году состоялась судьбоносная встреча молодого архитектора и представителя богатейшей купеческой династии Г.Г. Елисеева. Их сотрудничество продолжалось долгие годы. Первый крупный проект, выполненный Г.В. Барановским для своего влиятельного заказчика, стало строительство доходного дом по адресу набережная реки Фонтанки, 64 (1889-1890). Это здание одно из самых ярких примеров поздней эклектики в Санкт‑Петербурге, выделяется монументальностью, выразительной пластикой и насыщенным фасадным декором из керамики в духе Ренессанса. Чуть позднее, в 1891-1892 годах на смежном участке, выходящем на улицу Ломоносова (дом № 14), Г.В. Барановский возводит еще один доходный дом также для Г.Г. Елисеева, с фасадами, решёнными в близкой к дому на Фонтанке стилистике. Здесь архитектор использовал «террасное» построение объемов – на красную линию улицы выходят фасады боковых ризалитов и первого этажа, а фасад основного объема отодвинут вглубь участка. Верхний, пятый этаж, решен в виде аттика. Этот прием позволял решить задачу соответствия градостроительным нормам, а также экономической целесообразности.

В 1893-1894 годах Г.В. Барановский выполняет отделку парадных интерьеров особняка Елисеевых на Биржевой линии 12-14.

Торговый дом братьев Елисеевых.jpgОдной из самых ярких и интересных построек зодчего явился его собственный доходный дом, находящийся по адресу улица Достоевского (бывшая Ямская), дом 36. Это здание, построенное в 1897 году, можно считать одним из самых ранних примеров стиля модерн в нашем городе. Оригинальность внешнему облику дома придают ленточные балконы, протянувшиеся на всю длину фасада. Источником подобного приема для Г.В. Барановского могли стать французские доходные дома второй половины XIX века, а также жилые здания мастера венского сецессиона архитектора Отто Вагнера. Также заслуживает внимания интересное решение связи лицевого и дворового корпусов дома – через крытую галерею в уровне второго этажа. 

Наиболее известное произведение Г.В. Барановского в нашем городе это, безусловно здание торгового дома «Братья Елисеевы» на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, возведенное в 1902-1903-м годах. Помимо торгового зала, здесь был расположен театральный зал и ресторан. Главный фасад величественной постройки, обращенный на Невский проспект, почти полностью раскрыт гигантской аркой. Огромные витражи, ажурный металлический декор контрастно сочетаются с массивной гранитной облицовкой, традиционным рустом и аллегорическими скульптурами, символизирующими торговлю и промышленность, искусства и науки. Здание решено в броских формах раннего модерна. В создании яркого образа торгового дома Г.В. Барановский мог опираться на творчество О. Вагнера, а также на работы московского архитектора Ф. Шехтеля.

Русское географическое общество.jpgЕще одним этапным произведением для Г.В. Барановского стало здание для Русского географического общества в Гривцовом переулке, построенное в 1907-1909 годах. В оформлении фасадов этой постройки заметны неоклассицистические тенденции, усилившиеся в петербургской архитектуре в конце 1900-х годов. Вместе с тем, здесь присутствуют и элементы модерна – облицовка грубым колотым гранитом первого этажа, и светлой глазурованной плиткой остальных двух этажей. При этом, строгая регулярность фасада контрастирует со свободной планировкой интерьеров, в особенности, с эффектно изгибающейся парадной лестницей. Дабы увеличить освещенность помещений Г.В. Барановским на северной, брандмауэрной стене здания были спроектированы большие оконные проемы. В 1911 году архитектору была объявлена «высочайшая благодарность» за осуществление этого проекта.

Последним крупным произведением, построенным по проекту Г.В. Барановского в Санкт‑Петербурге, стал Буддийский дацан (храм). Строительство этого необычного здания началось в 1909 году и велось в соответствии с канонами буддистской архитектуры, а Г.В. Барановский пользовался консультациями ведущих востоковедов России того времени. В итоге архитектору удалось объединить в облике храма традиции тибетского религиозного зодчества с мотивами северного модерна. Трехэтажное здание храма отделанное красно-фиолетовым пютерлахтским гранитом с севера соединяется с четырехэтажной башней. Башня увенчана сложным медным позолоченным завершением, которое называется «ганчжир». Эскизы для оформления интерьеров здания были выполнены известным художником и востоковедом Н.К. Рерихом. Строительство дацана затянулось, он был освящен только в 1915 году. Также по проекту Г. В. Барановского в 1909-1910 годах рядом с храмом был построен жилой дом для служителей храма, решенный в строгих и лаконичных формах рационального модерна.

Работал Г.В. Барановский не только в Санкт‑Петербурге. По его проектам были построены магазин Елисеевых в Москве, на Тверской улице (1898-1901 гг.), вилла Елисеевых в Орро (Эстония, 1897-1899 гг., разрушена во время Великой Отечественной войны), а также павильоны торгового дома «Братья Елисеевы» для Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 г.).

Необходимо отметить активную исследовательскую и издательскую деятельность Г.В. Барановского. Самый известный его труд – это «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века», выходившая в 1902-1908 годах. В семи томах этого фундаментального издания были представлены более пяти тысяч проектов зданий различного назначения – жилых, общественных, религиозных. До сих пор это издание – ценнейший источник для исследователей архитектуры того периода и практикующих архитекторов. С 1894 по 1905 год Г.В. Барановский издавал журнал «Строитель», в котором освещались актуальные проблемы современной практики, инженерно-технические новшества. Главной целью журнала была пропаганда зодчества рационального и в тоже время художественно выразительного и самобытного.

Перед революцией Г.В. Барановский работал над проектом строительного Устава по заданию Техническо-строительного комитета. В 1917 году Г.В. Барановский уехал вместе со своей семьей в Келломяки (Комарово), где находилась дача зодчего, также построенная по его проекту (вилла «Арфа», погибла в Великую Отечественную войну). Там он скончался в 1920 году и был похоронен на местном кладбище. К сожалению, могила архитектора утрачена.

На сегодняшний день многие творения Г.В. Барановского в Санкт‑Петербурге находятся под государственной охраной: доходные дома на набережной Фонтанки 64, улице Ломоносова 14, улице Достоевского 36 и дом Елисеевых на Биржевой линии 12-14 являются объектами культурного наследия регионального значения. Здания торгового дома Елисеевых, Русского географического общества и Буддийский дацан с жилым домом – объекты культурного наследия федерального значения.

 

Использованы следующие материалы:

Горюнов В. С., Исаченко В. Г., Таратынова О. В. Гавриил Барановский // Зодчие Санкт‑Петербурга. XIX — начало XX век. СПб, 1998; Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. Невский проспект. Дом за домом. М., 2013; Травина Е. Архитектор Гавриил Барановский. Годы жизни. 2018 // https://terijoki.spb.ru/old_dachi/komarovo_articles.php?item=7

Текст составил П.Г. Ершов, кандидат искусствоведения, ведущий специалист КГИОП.

Размер шрифта:
Кернинг:
Изображения:
Цвет: