?Вопрос-ответ
Версия для слабовидящих Вернуться на обычную версию

Юрий Матвеевич Фельтен

Поделиться:
Распечатать

Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) Фельтен в юности жил и учился в Германии, что стало хорошей школой, заложило прочную основу в его архитектурном мышлении и, несомненно, повлияло на всё дальнейшее творчество зодчего. Сложившиеся архитектурные интересы выразились в очень серьёзных, настойчивых и систематических занятиях теорией и практикой строительства, программу которых он в значительной степени определял самостоятельно.

В 1749 году Фельтен возвращается в Санкт‑Петербург и поступает на обучение в Академию наук и художеств. Наставниками Юрия Фельтена были И.Я. Шумахер, Джузеппе Валериани, И.Э. Гриммель, И.Ф. Дункер. 

Незаурядные способности и хорошая предшествующая подготовка быстро продвинули молодого Фельтена в занятиях при Академии. В 1751 году, одолев необходимый курс наук, Фельтен подал челобитную об определении его в службу академическую с жалованьем.

В 1754 году Фельтен просил разрешения в академической канцелярии ходить «к обер-архитектору г-ну графу Растрелли для упражнения в практической архитектуре, когда при Академии никакого дела не будет». Усмотрев, что он «в сочинении чертежей и на практике совершенно достаточное искусство и знание имеет», Растрелли просил зачислить Фельтена заархитектором.

В 1760 году Фельтен был произведён в архитекторы. В этот период он был первым помощником Растрелли при строительстве последнего варианта Зимнего дворца.

Становление и расцвет таланта Юрия Фельтена пришлись на 1760-е-1770-е годы. В 1770-е годы при участии архитектора была создана Ограда Летнего сада. В 1779 году был объявлен конкурс на застройку площади «против императорского Зимнего дворца, между восточным углом Адмиралтейства и Миллионною улицею», победителем которого стал Юрий Матвеевич. Таким образом, в 1780-е годы сформировалась главная площадь столицы. Именно Фельтеном была осуществлена застройка по так называемой «условной дуге», сохраненной в дальнейшем К. Росси. Тогда же впервые пространство напротив императорского дворца было вымощено.

Не менее важное градостроительное значение имело участие Фельтена в благоустройстве Сенатской площади, в центре которой был поставлен памятник Петру I работы скульптора Э.М. Фальконе. Перевозкой Гром-камня, ставшего основой пьедестала Медного всадника, было занято 400 человек. Камень весил порядка 75 тысяч пудов (около 1 200 тонн).

Большой комплекс разного рода работ выполнил Фельтен в Петергофе. Ему было поручено «учинить» чертежи разрушавшемуся Гроту напротив Большого дворца. Среди работ, осуществленных Фельтеном в Петергофе, значительное место занимали иллюминации. «Огненные забавы» были любимым украшением празднеств XVIII века и включали освещенные транспаранты – эмблемы, несложные аллегорические изображения, цветные фонари.

Талант зодчего раскрылся при создании им новых интерьеров Большого Петергофского дворца. Фельтену предстояло изменить в новом вкусе барочную отделку в ряде помещений, созданную Франческо Растрелли. По его проектам отделывались Белая столовая, Тронный и Чесменский залы, а также некоторые жилые комнаты. До Великой Отечественной войны эти помещения сохраняли подлинную декорацию, созданную Фельтеном.

В период с 1774 по 1777 годы по проекту Юрия Фельтена был построен Чесменский дворец. Это был путевой увеселительный дворец в псевдоготическом стиле. Архитектура его подражала родовым замкам феодальной Европы.

С 1777 по 1780 годы по проекту Фельтена была построена Чесменская церковь. Возведение храма было завершено к десятой годовщине победы русского флота в Чесменском сражении. Каменное здание церкви также построено в псевдоготическом стиле.

В 1778 году по проекту Юрия Фельтена началось строительство Зубовского корпуса Екатерининского дворца.

Фельтену довелось построить в Петербурге две протестантские церкви – св. Екатерины на Большом проспекте Васильевского острова и св. Анны на улице Салтыкова-Щедрина; две православные церкви – пророка Иоанна Предтечи на Каменном острове и Рождества Иоанна Крестителя (она же Чесменская церковь); армяно-григорианскую церковь на Невском проспекте.

 

 

 

 

* Источник текста: Зодчие Санкт‑Петербурга: XVIII век. – СПб.: Лениздат, 1997. – З-78 1021 с., ил.

Размер шрифта:
Кернинг:
Изображения:
Цвет: