?Вопрос-ответ
Версия для слабовидящих Вернуться на обычную версию
к списку

Новости RSS подписка

15
марта
2021

Разгадана тайна пропавших после революции 1917 года государственных наград на кирасе императора Николая I

Поделиться:
Распечатать

Реставрационный совет единогласно согласился с выводами исследования министра Правительства Москвы, руководителя Департамента культуры города Москвы, академика Российской академии художеств Александра Кибовского, который идентифицировал государственные награды на кирасе императора Николая I.  Награды были утрачены после снятия в 1917 году постоянной охраны памятника на Исаакиевской площади.

ВИДЕОРОЛИК ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОВЕТА (для просмотра кликните на изображение)

«В 2020 году я в качестве эксперта по униформологии и фалеристике осмотрел ход реставрации памятника императору Николаю I, и мне было предложено дать заключение о том, какие именно три награды на кирасе императора были утрачены и соответствуют трем сквозным отверстиям в сохранившихся бронзовых орденских ленточках, «продетых» в нижнее отверстие застежки левого плечевого ремня кирасы, - рассказал Александр Кибовский. - Требовалось серьёзное исследование и аргументация, чтобы точно зафиксировать, какие именно награды были на груди императора, и это оказалась не самая простая задача. Были изучены исторические фотографии, переписка, портреты императора.

На хранящейся в Государственном Эрмитаже фотографии, сделанной в связи с открытием памятника в 1859 году, видно, что на кирасе Николая I присутствовали крест, медаль и затем еще один крест простой геометрической формы с расширяющимися лучами, имеющими ровное завершение (прямой клинчатый крест). Вариативность возникла при определении второго креста. Его последнее место в ряду указывает, что это была иностранная награда. Поскольку император имел больше сорока иностранных наград, то для того, чтобы установить, какая именно из них была выбрана Александром II, его сыном, чтобы быть запечатленной на монументе, надо понимать многие обстоятельства.

Теперь мы можем точно сказать, что на памятнике были изготовленные в бронзе пропорционально размеру фигуры три награды: крест ордена Св. Георгия 4-й степени, круглая медаль «За Турецкую войну. 1828. 1829.» - очень важная для императора медаль, поскольку это была единственная военная кампания, где он принимал непосредственное участие, и прусский крест за 25 лет беспорочной службы в офицерских чинах».

Заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, Государственный герольдмейстер Российской Федерации Георгий Вилинбахов поддержал выводы исследования и выразил готовность вместе с Государственным Эрмитажем оказать методическую помощь при восстановлении наград.

Ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея, профессор Санкт‑Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Ольга Кривдина также предложила использовать уменьшенную копию памятника Николаю I, выполненную скульптором Василием Крейтаном, как еще один иконографический материал для воссоздания наград.

«Мы как-то забываем, что заказчиком этого монумента был родной сын Николая Павловича, - отметила старший научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры Надежда Ефремова. - Такое внимание к деталям, в том числе какие награды были особенно дорогими Николаю Павловичу, происходило с подачи его сына. Это памятник, согретый чувствами, когда хотелось, чтобы державный отец предстал в полном параде, и здесь не было деталей, которыми можно пренебречь».

«Я прочитал экспертизу, это как захватывающая, невероятная интрига, - поделился ректор Санкт‑Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Семен Михайловский. - Здесь столько сюжетов и вариантов прочтения, настолько это все захватывает внимание, что стоит только аплодировать исследователю».  

Дискуссия о наградах на кирасе императора Николая I перешла в обсуждение важного вопроса: в чем причина такого смелого технического решения этого памятника? Для своего времени памятник считался техническим чудом: это была первая в Европе конная статуя, поставленная на две точки опоры (задние ноги коня). Впервые этот приём был использован при создании памятника президенту Эндрю Джексону перед Белым домом в Вашингтоне в 1852 году.

После Октябрьской революции неоднократно поднимался вопрос о сносе памятника, но благодаря своей уникальной особенности - установке статуи на две опоры - он признан шедевром инженерной мысли и не был уничтожен.

«Это было очень рискованное решение, тем более что первая попытка отливки у Клодта не получилась, и даже император его ободрял, хотя, конечно, при других обстоятельствах это могло расцениваться как некое фиаско Клодта, - говорит Александр Кибовский. - Так почему же Монферран как отвечавший за весь памятник и Клодт как автор скульптуры решили именно здесь, на этом сложнейшем ответственном государственном заказе, степень ответственности за который они прекрасно понимали, вдруг решили поэкспериментировать?

Скорее всего, на смелое решение авторов памятника повлияло желание Александра II в отношении образа отца, проявленное при заказе конного портрета немецкому художнику Францу Крюгеру сразу после смерти Николая I. К сожалению, оригинал не сохранился, но мы его знаем по замечательной копии 1894 года, которая сегодня находится в Новгородском краеведческом музее. Если мы сравним эти творческие решения, которые очевидно были сделаны по указанию самого Александра II, с тем, что мы видим на скульптуре барона Клодта, то увидим, что они очень связаны. Кроме того, документально подтверждено, что рисунок для этого портрета Крюгеру составлял тот же самый Монферран.

Композиция на вздыбленном коне во многом являлась пожеланием  самого Александра II, образ был ему уже близок, потому что к этому моменту им уже была одобрена картина Крюгера.

Так из небольшой детали, казалось бы, небольшого вопроса о том, что же за три дырочки на кирасе, мы можем, пока гипотетически, конечно, предположить, кто же был истинным идеологом этого смелого скульптурного решения».

«Когда мы приступали к реставрации памятника императору Николаю I, то не предполагали, что обнаружим на монументе столько утрат деталей барельефов: шесть ростовых фигур, включая фигуру петербургского градоначальника генерала Эссена в сцене усмирения Николаем I холерного бунта на Сенной площади, шпаги, ружья солдат и другие фрагменты, - подчеркнул председатель КГИОП Сергей Макаров. - Три отверстия, которые были обнаружены при обследовании в кирасе, дали основание для дальнейших изысканий. Я безмерно благодарен Александру Владимировичу Кибовскому за то, что он взялся этот вопрос исследовать и предложил решение, которое было единогласно поддержано крупнейшими специалистами. Это блестящий пример сотрудничества Москвы и Санкт‑Петербурга в сфере реставрации.

Большое спасибо Георгию Вадимовичу Вилинбахову за то, что он оценил эти исследования и дал компетентное заключение, и Русскому музею, где сейчас проходит выставка, посвященная художественному наследию семьи Клодтов.

Ордена будут восстановлены, и этой осенью памятник Николаю I будет открыт для горожан и гостей города». 

Реставрация памятника ведется по программе КГИОП с 2018 года. В 2018 году был произведен ремонт и реставрация ограды и фонарей. В 2019 году завершилось обследование и разработка проекта реставрации, которая длилась два года. В 2020 году началась реставрация монумента.

Реставрация конной статуи Николая I, орла и четырёх аллегорических фигур, олицетворяющих «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру», производится без демонтажа.

В реставрационных мастерских в 2020 году отреставрированы четыре барельефа, рассказывающие о ключевых событиях правления Николая I: восстании декабристов в 1825 году, холерном бунте 1831 года на Сенной площади, награждении М.М. Сперанского, собравшего и издавшего в 1832 году "Свод законов Российской Империи" и открытии императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году.

Также в мастерских в 2020 году проведена реставрация трёх арматур («Гвардейской», «Древнерусской» и «Кавказской»), литер посвятительной надписи, декора бронзового фриза, гирлянд, вензелей и др.

Вес каждого снятого барельефа около 1 тонны (от 800 до 1000 кг). Для восполнения утрат производилась лепка моделей из скульптурного пластилина, модели изготавливались из гипса и воска и отливались из бронзы.

Металлодекор памятника (барельефы, гирлянды, вензеля, бронзовый фриз из акантов и болотников, арматуры и др.) прошёл ряд этапов реставрации, включающий в себя работку на элементы (к примеру, Гвардейская военная арматура была разобрана на 33 фрагмента). Проведена расчистка и промывка лицевой поверхности бронзы, обработка и устранение очагов «дикой патины», удаление восковых покрытий и мастиковок, послойная расчистка методом ХГН, воссоздание патины.

В 2021 году отреставрированные в мастерских элементы будут установлены на историческое место, произведена консервация поверхности металлических элементов, герметизация шва между фундаментом пьедестала и фундаментом под тротуарными плитами, переборка гранитного тротуара, ремонт электрических сетей для подсветки памятника. Завершится реставрация возвращением ограды и фонарей.

***

Памятник императору Николаю I создан по заказу Александра II в память об отце. Памятник императору был торжественно открыт 25 июня (7 июля) 1859 года.

Памятник возведен архитектором Огюстом Монферраном при участии скульпторов Петра Клодта, Роберта Залемана, Николая Рамазанова.

Конная статуя представляет собой шестиметровую бронзовую скульптуру императора Николая I в кирасе и парадном мундире Кавалергардского полка, верхом на вздыбленном коне. Конной натурой послужил любимый жеребец государя Амалатбек.

На отливку статуи ушло около 1300 пудов (21,3 тонны) металла.

Пьедестал облицован шокшинским кварцитом и итальянским мрамором, по четырем его сторонам помещены четыре эмблематические фигуры, бронзовые барельефы, трофеи и украшения.

В верхней части постамента расположены четыре аллегорические скульптуры (бронза, литьё, ск. Р.К. Залеман) в виде женских фигур в античных одеждах:

«Вера» - правой рукой держит крест, левой поддерживает лежащую на колене книгу;

«Правосудие» - правой рукой опирается на меч, в левой держит весы;

«Сила» – в правой руке копье, в левой – щит;

«Мудрость» – в левой руке держит зеркало.

Головы фигур являются портретными изображениями императрицы Александры Фёдоровны и дочерей Николая I — Марии, Александры и Ольги. Между двумя первыми статуями находится бронзовый позолоченный государственный герб, под которым распложена надпись: «НИКОЛАЮ I ИМПЕРАТОРУ ВСЕРОССIЙСКОМУ 1859».

В нишах между скульптурами верхнего яруса помещены горельефы с изображением арматур из вооружения разных времен и народов (бронза, литье): русское вооружение времен Николая I, древнерусское вооружение, кавказское вооружение.

В среднем ярусе постамента расположены четыре барельефа (три из них работы Н.А. Рамазанова, один – Р.К. Залемана), повествующие о знаковых событиях правления Николая I:

«Николай I передает Государя Наследника лейб-гвардии Саперному батальону во дворе Зимнего дворца 14 декабря 1825 года»;

«Николай I на Сенной площади в Санкт‑Петербурге во время холеры 1831 года»;

«Поднесение графом М.М. Сперанским в Государственном Совете Свода Законов Николаю I в 1832 году»;

«Осмотр Николаем I Веребьинского моста на Николаевской железной дороге в 1851 году».

Создание конной скульптуры велось параллельно с сооружением пьедестала. Вопрос о составе металла скульптуры после долгих обсуждений был решен в пользу сплава, предложенного О. Монферраном (88% меди, 4% олова, 8% цинка).

Первая отливка П. Клодтом основной части коня и всадника оказалась неудачной: разорвало форму, и значительная часть меди вытекла. Вследствие этого некоторые части фигуры не отлились (верхняя часть туловища Николая I, хвост и передняя нога лошади).

Повторная отливка также была поручена П. Клодту. Она состояла из нескольких частей: нижней части коня с плинтом; передней части туловища коня; фигуры и рук императора; головы, передней правой ноги и хвоста коня. Нижняя часть фигуры всадника отливалась вместе с «главной частью лошади». Также отдельно отливалась сбруя лошади, оружие и детали костюма. Отдельно отлитые части соединялись посредством особого внутреннего прилива одной части, плотно входившего в другую, и скреплялись бронзовыми гвоздями или винтами, тщательно расклепанными и расчеканенными на поверхности.

В 1930-е годы была демонтирована окружающая памятник ограда, которая воссоздана с включением сохранившихся фрагментов в начале 1990-х годов на заводе «Монументскульптура».

Во время блокады Ленинграда памятник был закамуфлирован и простоял всю Великую Отечественную войну.

Размер шрифта:
Кернинг:
Изображения:
Цвет: