?Вопрос-ответ
к списку

Новости RSS подписка

25
мая
2021

Дом Л. Кенига на улице Блохина обрёл статус регионального памятника

Поделиться:
Распечатать

Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Дом Л.Л. Кенига» (ул. Блохина, д. 2/77, лит. А) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Дом входит в перечень объектов культурного наследия – многоквартирных домов, реставрацию фасадов которых планируется проводить по программе КГИОП. Всего в указанный перечень вошло 255 зданий, имеющих сложное архитектурно-декоративное убранство фасадов и нуждающихся в проведении реставрации.

Здание, построенное в начале XX века по заказу действительного статского советника, российского предпринимателя и промышленника Л.Л. Кенига, является авторским произведением в стиле модерн петербургского архитектора немецкого происхождения – Карла Шмидта.

Карл Карлович Шмидт принадлежит к числу архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге в эпоху становления модерна. Доходный дом Л.Л. Кенига стал последним архитектурным творением в профессиональной деятельности К. Шмидта. В связи с драматическими событиями периода Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 года архитектор был вынужден покинуть Россию. Ценный К. Шмидта в застройку Санкт-Петербурга отражен в книге Б.М. Кирикова «Мастер «кирпичного стиля и модерна», входящей в сборник «Архитектор Карл Шмидт», составленный в совместном авторстве Б.М. Кирикова с Эрикой Фогт – внучкой архитектора К. Шмидта.

Дом Л.Л. Кенига играет важную градоформирующую роль, являясь неотъемлемой частью исторической застройки Санкт-Петербурга.

В отделке фасадов использовано сочетание фактурной терразитовой и гладкой штукатурки, в уровне первого этажа фасады декорированы штукатурным рустом. Рустованная отделка поверхностей фасадов, которая завершается профилированным междуэтажным карнизом, имеет ярко выраженный графичный рисунок. Цоколь лицевых фасадов облицован известняковыми плитами.

Главным акцентом угловой композиции парадных фасадов является венчающая круглая башня, перекрытая куполом.

Выразительными элементами, подчеркивающими вертикальное членение фасадов, служат нависающие трехгранные в плане эркеры в уровне с третьего по четвертый этажи, с завершениями в виде балконов с кованным историческим ограждением.

Доминирующими элементами в декоративном оформлении фасадов являются масштабные барельефные изображения стилизованных птиц, поддерживающих крыльями подоконники в уровне четвертого этажа. Подоконные пространства в уровне четвертого этажа декорированы лепными композициями. Межоконные пространства в уровне пятого этажа оформлены стилизованными пилястрами. В угловой части здания в уровне между вторым и третьим этажами установлена плакетка с советской символикой.

Лицевые фасады здания сохранили своё историческое архитектурно-художественное оформление. Историческое объемно-пространственное решение сохранилось в границах капитальных стен, сохранены конструктивная система здания, материал и местоположение исторических наружных стен, лестницы, материал и характер отделки фасадов.

Объемно-планировочное решение здания имеет условную диагональную симметрию, по основным осям которой расположены объемы лестничных клеток, имеющих уникальную форму. При входе в парадную устроен дубовый тамбур трёхгранной конфигурации, оформленный глухими декоративными филёнками в нижней части, остеклёнными – в верхней. Покрытие площадок выполнено из метлахской плитки.

Согласно архивным чертежам 1869 года земельный участок, на котором расположен объект, находился во владении временно-обязанного крестьянина П.М. Попова. Первоначально на участке по красным линиям застройки Кронверкского проспекта и Провиантской улицы был построен двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, а также два деревянных флигеля. Во время владения участком П.М. Поповым и его наследниками пятно застройки периодически менялось. Участок активно застраивался новыми деревянными и хозяйственными постройками.

В 1911 году в Санкт-Петербургскую городскую управу поступило ходатайство архитектора К. Шмидта о возведении для действительного статского советника Л.Л. Кенига каменной пятиэтажной постройки. Строительство здания завершилось в 1912 году.

В 1916 году здесь размещался 136-й городской, состоявший под покровительством императрицы Александры Фёдоровны, частный лазарет.

До 1917 года в доме Л.Л. Кенига находилась фабрика зонтиков поставщика Высочайшего двора А.И. Трейберга.

В разные годы в доме Л.Л. Кенига проживали видные деятели науки и искусства.

Так, в 1914 году в доме жил автор трудов по истории архитектуры, профессор Академии художеств, академик архитектуры Альфред Александрович Парланд, автор проекта Собора Воскресения Xристова («Спаса на крови») на канале Грибоедова. В 1930-е годы здесь жила К.К. Басевич, дочь польского повстанца, высланного в Сибирь. В тот же период квартире № 18 проживал оптик, астрофизик, конструктор астрономических инструментов Н.Г. Пономарев, конструктор первого отечественного рефлектора, установленного на Абастуманской обсерватории, коронографов и целостатов для наблюдения солнечных затмений.

В квартире № 21 жил литературовед С.А. Малахов. Также в этой квартире жил писатель, переводчик А.Н. Горлин (литературный псевдоним – Н.Л. Логрин).

До 1940 года в квартире № 11 жил географ и геоморфолог академик К.К. Марков, специалист в области четвертичного периода на территории СССР.

В 1960–1980-е года в доме жила скульптор Вера Семёновна Драчинская.

За годы Великой Отечественной войны здание не пострадало и сохранилось без существенных перестроек.

В настоящее время здание продолжает использоваться как многоквартирный жилой дом.

***

Использованы материалы государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Дом Л.Л. Кенига» (государственный эксперт М.И. Филипович), выполненной по заказу подведомственного КГИОП СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры».