?Вопрос-ответ
Версия для слабовидящих Вернуться на обычную версию
к списку

Новости RSS подписка

14
июля
2021

Изображение Богородицы за лифтовой шахтой, «Ночной Иерусалим», позолоченные путти – первые находки при реставрации церкви святой Великомученицы Екатерины

Поделиться:
Распечатать

Северо-восточная церковь святой Великомученицы Екатерины Смольного монастыря – одна из угловых церквей каре Смольного монастыря, главная церковь Императорского Воспитательного Общества благородных девиц, освящена в 1764 году. Объект культурного наследия федерального значения.

В этом году началась ее реставрация по программе КГИОП за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга.

«Это уникальный объект, к которому мы долго собирались подойти: то не решались, то денег не было. Здесь потрясающая степень подлинности и сохранности барочных интерьеров, созданных по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, - рассказал председатель КГИОП Сергей Макаров. - Ещё раз хочется сказать спасибо Ленинградскому обкому КПСС и его архиву. Металлический многоэтажный стеллаж для хранения архивных документов был смонтирован бережно, живопись и лепной декор при этом не были уничтожены.

Здесь масса находок и очень интересное наслоение этапов бытования этого объекта.  Мы хотим сохранить всё, что дошло до нашего времени. Когда леса и стеллажи будут разобраны и откроется объем церкви, мы ахнем, увидев эту красоту. Когда это случится, сейчас предсказать сложно, это тонкие реставрационные работы, требующие значительного финансирования».

Церковь святой Великомученицы Екатерины  примыкает к двухэтажному северному келейному корпусу монастыря с востока.

С 1930-х годов в помещении церкви разместился архив Ленинградского обкома КПСС, что спасло интерьер от уничтожения.

В настоящее время деревянные строительные леса для реставрации штукатурно-лепного декора стен барабана установлены с опорой на верхнюю площадку металлического архивного стеллажа.

Принята концепция максимального сохранения всех подлинных элементов. После завершения реставрации отделки стен полной разборке подлежат стальной стеллаж, уже демонтирована металлическая сетка, отделяющая внутренне пространство барабана от основного объема церкви.

После демонтажа лифтовой шахты, устроенной в советский период для подъема на ярусы стеллажей архивных документов,  обнаружилось изображение Богородицы в круглой лепной золоченой раме. За поздней деревянной перегородкой сохранилась живописная композиция «Ночной Иерусалим».

На вогнутой поверхности парусов под барабаном в результате расчисток раскрываются фрагменты росписи масляными красками по штукатурке с изображением святых мучениц. Эту роспись в середине XVIII века выполнили Иван Бельский и Мина Колокольников. Вся живопись требует дальнейшего раскрытия.

Ни один из лепных элементов в интерьере церкви не повторяется – каждая фигура, головка, ветка или бутон цветка выполнены мастерами индивидуально.

Утраты фрагментов скульптурных композиций мелкие и единичные. При проведении труб водяного отопления в середине XX века у многих фигур ангелов были отбиты ножки, отдельные пальцы, ветки растительного декора.

В течение двух с половиной веков стены окрашивались разными оттенками. При выборе цветового решения по результатам расчисток и химического анализа образцов штукатурки специалисты будут ориентироваться на слои краски, с максимальной достоверностью приближенным к первоначальному виду.

Проектом предполагается восстановление дубового паркета «в косую шашку» в соответствии с историческими фотографиями.

Одним их важнейших условий обеспечения сохранности архитектурно-художественной отделки является создание и поддержание в интерьере соответствующего температурно-влажностного режима. В соответствии с результатами технического обследования подлежат полной замене системы отопления и вентиляции, электроснабжения и пожаротушения.

Предполагается сохранить и отремонтировать металлические конструкции обходной галереи, необходимой для обслуживания окон барабана.

Финансирование работ в интерьере церкви святой Великомученицы Екатерины в 2021 году, включая разработку проекта в 2019 году, составило 46,8 млн. руб.

В этом году также завершаются работы в церкви св. Захарии и Елизаветы  (северо-западной), где по программе КГИОП велись работы с 2018 года, и церкви святого Александра Невского при Александровском институте (северо-западной, в среднем ярусе башни).

Реставрация фасадов собора Воскресения Словущего (Смольного собора) проводилась в 2015-2016 годах также по программе КГИОП. В настоящее время завершаются реставрационные работы в интерьерах собора.

***

Самая большая и богатая из церквей монастыря,  церковь св. Екатерины (в честь супруги будущего императора) является полным воплощением проектного замысла архитектора. Здесь в первозданном виде сохранилась декоративная отделка стен, выполненная по чертежам и рисункам Ф.-Б. Растрелли.

Яркое впечатление производят крупные фигуры пухлых херувимов – у каждого своя поза и лицо. Елизавета Петровна не любила в церковном искусстве западных нововведений, в том числе изображений херувимов, но это – любимый сюжет Растрелли, и любимому обер-архитектору императрица запрещать не хотела.

Лепные композиции выполнены под руководством штукатурных дел мастера Иогана Джани.

Интерьер был светлым, лепнина покрыта сусальным золотом, в некоторой степени сохранившимся. Деревянный резной иконостас выполнен по проекту Ф.-Б. Растрелли.   

В 1859 году в интерьере церкви был выполнен плановый ремонт, закрашена часть позолоты. С целью борьбы со сквозняками в разные периоды заделывали наглухо часть окон барабана. В конце XIX века была смонтирована система отопления, а для ее обслуживания – металлическая обходная галерея.

В 1920-х годах церковь была закрыта, в начале 1930-х годов демонтирован иконостас, который хранится в Государственном Русском музее, иконы и движимые предметы пропали.

В церковном зале был размещен архив партийных документов, для хранения которых в 1930-х годах зал был разделен перекрытиями, а в 1960-х годах выстроен многоэтажный стальной стеллаж. Для подъема на ярусы была установлена кирпичная лифтовая шахта.

Реставрация в советское время не проводилась.

***

При Петре I существовал «Смольный двор» — казенное хозяйственное заведение, где смолили различные предметы для флота (упразднено в 1733 году). Рядом с этим двором в 1714-1715 годах был построен загородный дом Петра I с садом. В 1720-м году здесь же возник загородный дворец Екатерины I, перешедший по наследству Елизавете, в котором царевна иногда проводила летние месяцы.

По утверждению многих исторических источников, императрица Елизавета вынашивала замысел, приведя страну в порядок, передать бразды правления Петру Федоровичу и удалиться в монастырь. Возможно, добрые детские воспоминания способствовали выбору места для строительства монастыря.

Закладка корпусов Воскресенского Новодевичьего монастыря состоялась 30 октября 1748 года. Строительные работы начались в 1749 году по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, который стал придворным архитектором еще при Анне Иоанновне.

Монастырь, выдержанный в пышных формах барокко, имеет геометрически правильную, строго симметричную композицию, рассчитанную на восприятие со всех сторон в условиях ровного низкого берега и широкого водного пространства Невы. Крестообразные очертания его ведущей архитектурной доминанты – стометрового пятиглавого Воскресенского собора – повторяет обширный замкнутый двор, образованный двухэтажными жилыми корпусами и невысокой оградой, окружающей весь комплекс.

В угловых башнях корпусов, обращенных к собору, расположены четыре одноглавые церкви, вторящие угловым главам собора, а силуэтам церквей в свою очередь соответствуют декоративные башни на внешних углах ограды.

Строительство монастыря было приостановлено в связи с начавшейся в 1756 году Семилетней войной, а потом и смертью Елизаветы Петровны в 1761 году. К этому времени вчерне был завершен Воскресенский собор и в основном построены жилые корпуса по периметру двора, а также подготовлен фундамент колокольни, которая так и не была построена.

В 1764 году, в начале царствования Екатерины II, Растрелли покинул Россию. В том же году было принято решение о размещении в корпусах предполагавшегося монастыря двух только что учрежденных закрытых женских учебных заведений: Императорского Воспитательного Общества благородных девиц для девушек дворянского происхождения (впоследствии известного как Смольный институт) и училища для воспитания мещанских малолетних девушек (Александровского института). Для Александровского института по проекту архитектора Юрия Фельтена в 1765-1775 годах к северу от монастыря ближе к Неве был возведен обширный комплекс зданий, связанный двумя переходами со Смольным монастырем.

После завершения строительных работ в 1770-х годах на берегу Невы был разбит сад с прудами.

Устройство Императорского Воспитательного Общества благородных девиц повторяло идею известного всей Европе Сен-Сирского монастыря – самое аристократическое учебное заведение Франции одновременно являлось действующим монастырем. Екатерина II с гордостью писала Вольтеру об успехах петербургского Воспитательного Общества.

Вместо изначально предполагаемых 200 монахинь в Смольном монастыре поселили 14, задачей которых было участвовать в воспитании девочек и обучать их рукоделию. Однако, за единичными исключениями, монахини не справлялись с непривычными для них задачами, их число  постепенно сокращалось, и они были отстранены от участия в жизни Воспитательного общества, жили в своих помещениях.

Церковь св. Захарии и Елизаветы в честь Елизаветы Петровны освящена в 1765 году и расположена на третьем этаже северо-западной башни. Время окончания отделки храма - конец 1762 года. Архив Ленинградского обкома КПСС был вывезен из помещения в 1994 году. Судя по расчисткам, косметические реставрационные работы проводились за всю историю существования церкви 2-3 раза, в том числе в 1888-1892 годах.

В интерьере церкви Захарии и Елизаветы сохранились подлинные лепные головки херувимов, пальмовые ветви и цветочные композиции, наборный паркет. На парусах свода под слоями побелки сохранилась масляная живопись по штукатурке – в результате расчисток обнаружены изображения св. Николая Чудотворца, апостола Иакова, св. Дмитрия Ростовского, св. Амвросия Медиоланского, Климента Римского, Петра Александрийского, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Милостивого и четырех московских святителей – Петра, Алексея, Ионы и Филиппа.

Под ней, в среднем ярусе башни располагается церковь св. Александра Невского при Александровском институте.

Церковь св. Александра Невского Воспитательного Общества Благородных девиц  - юго-восточная (1808 г.). Интерьер создан Джакомо Кваренги в ампирном стиле для Вдовьего дома.

Лютеранская церковь св. Марии (юго-западная,1867 г.) располагалась на втором этаже. До 1900 года была приписана к лютеранской церкви Св. Анны на Кирочной улице, затем стала самостоятельным храмом, в котором служил лютеранский священник Смольного института. В помещении над ней, на 3 этаже была «детская» Вдовьего дома.

Вдовий дом был открыт в 1803 благодаря императрице Марии Фёдоровне. Вначале  он находился на Выборгской стороне,  а осенью 1809 года  переехал в корпуса бывшего Смольного монастыря и получил в свое распоряжение два его храма: церковь Захарии и Елизаветы и церковь св. Екатерины.

В 1802-1803 годах архитектор Антонио Порта на фундаменте так и не осуществленной колокольни выстроил трехэтажный спальный корпус, замкнувший с запада крестообразный двор вокруг Воскресенского собора. Увеличение помещений Смольного института на этом не ограничилось: в 1806-1808 гг. по проекту архитектора Джакомо Кваренги с южной стороны ансамбля было выстроено здание Смольного Воспитательного (Николаевского) общества благородных девиц, объединенное со старыми корпусами переходом.

В 1832 году спальный корпус был разобран, и на его месте по проекту Василия Стасова спланирован парадный  проезд к собору, фланкированный двумя новыми трехэтажными флигелями.  В это же время под руководством Стасова была выполнена отделка интерьера собора, освящение которого состоялось только в 1835 году.

В октябре 1917 года Смольный институт во главе с начальницей В.В. Голицыной переехал в Новочеркасск, где в феврале того же года состоялся его последний выпуск, а летом 1919 года покинул Россию и продолжил работу в Сербии.

Храм был закрыт решением Петросовета в 1923 году, долгие годы в здании размещался склад. В 1969 году собор передали музею истории Ленинграда. Корпуса бывшего монастыря занимали различные учреждения: бесплатное общежитие, драматический театр для рабочих Смольного района. Часть корпусов (в т.ч. церкви Захарии и Елизаветы и св. Великомученицы Екатерины) занял архив Ленинградского обкома КПСС.

В 1920-х годах начались работы по благоустройству и приспособлению Смольного монастыря для новых нужд: проводились частичные перепланировки помещений и ремонты; печное отопление заменялось центральным.

В годы Великой Отечественной войны значительно пострадала юго-восточная часть корпусов, которые были восстановлены в 1946-1952 гг. (арх. И.Н. Бенуа).

Размер шрифта:
Кернинг:
Изображения:
Цвет: